Мария Дрокова:
Наш сегодняшний герой один из самых умных людей в нашей стране. Это
молодой математик – Ефимов Александр. Александру 21, но он уже стал
победителем престижнейшего конкурса «Мёбиус», четырех международных
студенческих Oлимпиад, и совсем недавно стал лучшим в номинации «PRO
Наука» на форуме победителей «Прорыв». И сейчас мы встретимся с
Александром и узнаем, почему российских математиков уважают во всем
мире, почему прикладная наука и математика никогда не пересекутся и,
конечно, попробуем выяснить, как ему удалось достичь такого потрясающего
успеха.
Как Вы начали заниматься математикой?
Александр Ефимов, математик:
Серьезно начал лет в 12. Первый успех, наверное, Всероссийская
Олимпиада, был в 9 классе, первый диплом. Я когда ехал на Oлимпиаду, я
не знал, сколько людей там лучше меня решат задачи, сколько хуже. То
есть для меня это было совершенно непредсказуемо.
Мария Дрокова:
Когда Вы начали участвовать в международных Oлимпиадах, как это вообще было?
Александр Ефимов:
В университете уже узнал, что есть Международная Студенческая, и там уже с первого курса ездил, и побеждал.
Мария Дрокова:
Что для Вас значила премия «Прорыв», насколько это было важно, нужно ли это было и, в принципе, как?
Александр Ефимов:
Я, конечно, не считаю себя самым серьезным математиков в России, но
премию получить приятно. Я не стремлюсь к наградам вообще, я занимаюсь
математикой. Я стремлюсь к тому, чтобы получать результат в науке.
Мария Дрокова:
Когда Вы поступали и вообще выбирали свой путь, Вы сразу решили, куда идете?
Александр Ефимов:
Я, более-менее, класса с 8-9 решил этим заниматься.
Мария Дрокова:
Мехмат МГУ?
Александр Ефимов:
Да, мехмат МГУ. Где-то в классе 10-ом я узнал, что есть
Независимый университет, и учился одновременно на мехмате МГУ, и
обучаюсь в университете, в котором мы сейчас, собственно, находимся.
Мария Дрокова:
Мехмат МГУ для человека, который, собственно, занимается математикой, это самая лучшая площадка для начала?
Александр Ефимов:
Если честно говорить, то учиться только на мехмате неправильно.
Немножко устаревшая система образования, потому что, если учить тому,
что было в 30-е годы, это не совсем адекватное представление. Сейчас
многие бросают математику, потому что говорят, что они всю жизнь будут
просиживать за этими галочками, а математика - это творческая наука,
реально, то, мне кажется, и талантливых людей в науку пойдет больше.
Мария Дрокова:
Для Вас это творческая работа?
Александр Ефимов:
Конечно, творческая работа. Я могу ехать в метро, о чем-то раздумывать.
Мария Дрокова:
Насколько важно лично для Вас, как Вас будут воспринимать
как ученого, люди, занимающиеся другими профессиями. Например, Ваша
девушка знакомит Вас со своими родителями, и ее родители спрашивают:
«Чем Вы занимаетесь?» Вы говорите: «Я - математик». И я уверена, что
половина родителей, которые, такие, обыватели, они подумают сразу:
«Значит, у него потенциально сразу не будет очень много денег, значит,
он будет постоянно в науке, ему будет не до семьи» и так далее.
Александр Ефимов:
Есть математики, у которых трое детей, четверо. То есть, как бы думать о том, что они оторваны от семьи.
Мария Дрокова:
Ведь часть людей, которые серьезно занимаются наукой, они действительно, для них остальная реальность не имеет значения.
Александр Ефимов:
Это правда, да. Такие люди есть, но не все.
Мария Дрокова:
А вот для Вас это, как?
Александр Ефимов:
Для меня реальность имеет значение. Безусловно. Так и должно быть. Я
не могу все время думать о математике и неправильно все время думать о
математике. Если человек всю жизнь решает какие-то задачи, то
эффективность его работы становится меньше. То есть, естественно, нужно
слушать музыку, читать книги, смотреть фильмы и так далее. Это любой
человек так делает, и математика здесь не исключение.
Мария Дрокова:
А кто лидер сейчас по общему потенциалу развития науки?
Александр Ефимов:
Честно могу сказать, что больше всего ученых в Америке, причем,
далеко не только американцев. И здесь, конечно, стоит отметить, что
России надо бы. Уже что-то делается, но надо побольше. То есть, если бы в
России труд ученых оплачивали точно так же, как в Америке, то у нас их
было бы даже чуть побольше, чем в Бостоне.
Мария Дрокова:
У Вас не возникало, в какой-то момент, мысли, что надо уехать туда?
Александр Ефимов:
Мне все-таки больше нравится позиция, когда я просто на какое-то
время приезжаю, чему-то учусь и возвращаюсь. Мне бы хотелось основное
время проводить в России, но, конечно, я бы не хотел все время провести в
России. Я хотел бы взаимодействовать с американскими учеными, с
французскими, с немецкими.
Мария Дрокова:
А российские математики какой-то существенный вклад в развитие этой науки вносят? И если вносят, в чем это заключается.
Александр Ефимов:
Конечно. Если мы посмотрим в мировом масштабе, то если смотреть
работы каких-то сильных математиков в Америке, в Германии, во Франции,
то мы, почти всегда, в любой работе найдем ссылки на российских ученых,
то есть российская математика вполне не оторвана от мировой и участвует в
процессе очень даже.
Мария Дрокова:
Какие у Вас планы дальше, чем Вы вообще занимаетесь,
в какой отрасли. Насколько эта отрасль, она ведь больше теоретические
вещи.
Александр Ефимов:
Да, больше теоретические вещи. Я занимаюсь геометрией, в
частности зеркальной симметрией, можно сказать, что с физикой связано,
потому что алгебраическая геометрия, есть мнение, что это часть физики
современных энергий. Я не хочу уточнять, что за этим стоит, но
действительно. Это так.
Мария Дрокова:
То есть, в принципе, на выходе все-таки это может
иметь практическое значение, и потом практическое применение. Потому что
зашло, что российская наука делает большие достижения, и эти достижения
или изобретения, они не применимы на практике.
Александр Ефимов:
Суть в том, что нужно отделять, когда человек, действительно, о
чем-то думает, развивает эту науку, он не должен думать о том, чтобы
сразу, потому что, если он будет думать, что у него цель будет.
Мария Дрокова:
Он тоже должен думать о том, чтобы это применить. Для чего столько много усилий, энергии.
Александр Ефимов:
Чтобы можно было это на практике применить, это не только математика. Есть разработчики и так далее.
Мария Дрокова:
То есть, должно быть четкое разделение труда и система,
в которой есть те, кто отвечают за открытие, а есть те, кто отвечают за
применение.
Александр Ефимов:
Да, если ученый будет думать только о том, что вот это сразу было применимо, то это не туда его заведет.