ФОРМЫ
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки
квалифицированных кадров, недостаточная компетентность персонала с большим
стажем работы в различных сферах общественного производства поднимаютвопрос создания целостной концепции профессионализации,
выявления форм, в которых она происходит. Без решения этих задач невозможно
качественное обучение и прогнозирование успешности профессиональной карьеры.
Главное внимание сконцентрировано на личности
специалиста, так как от того, какой смысл имеет для него профессия, как он
относится к другим людям, к себе, зависит успешность профессионализации.
В литературе были выделены две формы психологической
регуляции деятельности и соответственно профессионального становления:
индивидная и личностная [4, с. 144]. Для индивидной формы характерно стремление
к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между
человеком и требованиями той деятельности, которую он выполняет. Личностная
регуляция определяется ломкой старых способов и средств деятельности,
установившихся отношений, активным стремлением к новым смыслам, которые требуют
нового уровня психологической регуляции.
Необходимо рассмотреть еще одну форму, в рамках
которой также возможно профессиональное становление личности. Эта форма
является как бы промежуточной, переходной между индивидной и личностной. Ее
можно обозначить как индивидно-личностную. В силу ее появления человек
утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в своих
силах, неясность жизненных целей, непонимание, как жить дальше [2, с. 121].
Чаще всего это происходит на фоне дискредитации всей системы ценностей, когда
теряются внутренняя цельность и смысл жизни. Возникает разлад системы «сознание
— бытие». Все это феноменологически выражается в утрате смысла [1, с. 230 ].
Промежуточная форма психологической регуляции не может
осуществляться на достаточно протяженном отрезке времени. Человек либо
возвращается к индивидной (регресс), либо поднимается к личностной (прогресс)
формам регуляции, но в любом случае возникает новая ценностная система,
посредством которой можно было бы восстановить внутреннюю целостность и обрести
смысл бытия. От того, какие ценностные ориентиры будут выбраны, и зависит
последующая форма психологической регуляции.
Построение новой ценностной системы вовсе не означает
ее коренной перестройки, это «в общем случае перестройка отношений между нею и
бытийным составом жизни» [1; 130].
Если же индивидно-личностная форма регуляции
продолжает осуществляться достаточно продолжительное время — в силу инерции,
стремления сохранить наличную форму бытия, — возникают различные виды
психологических защит, которые и восстанавливают непротиворечивость системы
«сознание — бытие», внутреннюю целостность. Функционирование защитных
механизмов не проходит для человека бесследно: возникают различные виды
психосоматических и невротических расстройств.Возможна и другая ситуация —
субъект находит себя в деятельности, лежащей за пределами профессиональных
интересов.
Исходя из изложенного выше, личностную форму
профессионального становления можно представить следующим образом. Структура
профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они
изменяются с личностным ростом специалиста, который находит в ней все новые
грани, новый смысл, новые формы в рамках той же профессии. Таким образом,
развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности,
углубление представлений о ней. Преобразование профессиональной деятельности,
ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему
личностному росту (не только за счет преобразования операционального аспекта
деятельности, но и через процесс персонализации, «инобытия» в других людях),
что, в свою очередь, наполняет профессиональную деятельность новым смысловым,
надситуативным содержанием.
Выделяютсятри
уровня осуществления деятельности. На первом, исполнительском, уровне
происходит копирование образцов ее выполнения (зачастую не лучших), от
специалиста здесь требуется способность к чисто репродуктивной деятельности,
связанной с повторением некоторого образца. Деятельность представляется в
данном случае состоящей из отдельных действий, цепочки исполнительских актов.
Главное на этом уровне осуществления деятельности — формирование навыков,
поведение ограничивается должностными инструкциями. Непосредственный характер
отображения деятельности не позволяет выделить сущностные ее характеристики,
задает упрощенное построение самой деятельности, что соответственно не может не
сказаться на качестве.
Можно выделить следующие характеристики специалистов,
соответствующих первому уровню: работа по инструкции, ориентация на ее четкое
выполнение. Другие люди для них выступают как средство достижения собственных
целей, профессия зачастую является лишь средством обеспечения материального
благополучия и выбирается именно с этих позиций.
На уровне планирования — втором уровне —
имеются уже некоторые представления о деятельности в целом, человек переходит к
более крупным ее единицам. Для специалистов, осуществляющих деятельность на
этом уровне, в ее структуре начинает проявляться иерархия, но она носит еще
нечеткий характер. Происходит попытка вырваться за пределы ситуативно
необходимых для данной деятельности рамок. Здесь возможна частичная
дезадаптация специалиста в силу того, что открывающиеся закономерности более
глубокого представления о профессиональной деятельности вызывают к жизни новые
требования, которые и сам человек предъявляет к профессии, и профессия начинает
предъявлять к человеку. Наблюдается некоторый эффект отторжения, так как
специалист уже видит, что способы осуществления деятельности, применяемые им,
не лучшие, а изменить что-либо в своей деятельности он зачастую еще не может. В
силу этого те специалисты, которые находят новый смысл в деятельности и
изменяют свое отношение к ней, преодолевают дезадаптированность; другие —
спускаются на первый уровень осуществления деятельности, что ведет к адаптации,
но препятствует личностному развитию профессионала.
На третьем уровне осуществления деятельности — уровне проектирования
— происходит переход к принципиально новому пониманию строения
профессиональной деятельности как целостного образования. На этом уровне
складывается системное представление о деятельности. На данном уровне
появляется радость творчества, чувство хозяина. Работа из обязанности
превращается в потребность, происходит превращение труда в культуру, — это
особый уровень осуществления деятельности.
В целом данные представления о деятельности можно
охарактеризовать как три возможных способа поведения человека: согласно
сложившимся стереотипам, привычным способам действия (логика характера и роли),
согласно отношениям с миром (смысловая логика жизненной необходимости) и
согласно своему личностному выбору на основе свободы и ответственности.
На основании выделенных С.Л. Рубинштейном [5, с. 235]
способов жизненного пути можно охарактеризовать несколько модусов человеческого
бытия, которые и определяют, как, каким образом используются, проявляются
различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности, ведут ли они
к развитию, стагнации или регрессу.
Можно выделить три таких модуса: обладания,
социальные достижений и служения. Кратко охарактеризуем их.
Сущностной природе человека отвечает модус
служения, когда основным жизненным отношением является любовь к другим
людям, что позволяет человеку выходить за пределы своих актуальных, наличных
возможностей. При жизненном модусе социальных достижений основным
отношением к жизни является соперничество, что обусловливает повышенную
тревожность, неуверенность в себе и является иногда препятствием успешному
становлению профессионала. При модусе обладания другой человек является
только объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные
преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм попросту невозможным.
Таким образом, именно при модусе служения о человеке
можно говорить как о свободной личности, конституирующей свой жизненный мир и
не зависящей от обстоятельств, а творящей их. Здесь жизнь является творчеством,
ибо только через идеальную представленность в других людях и других людей в
себе и возможно развитие собственной личности, что позволяет не раствориться в
них.
Обратим внимание на тот факт, что выделенныемодусы человеческого существования, или
уровни развития личности, а также способы осуществления деятельности
перекликаются со взглядами А.Ф.Лазурского о трех уровнях развития
[3, с. 97]. По его мнению, наиболее адаптированными
личностями являются люди, модусом жизни которых является «обладание».
Единственное, что мешает их существованию, — это обладание другим человеком
тем, чего у них нет. Менее адаптированы люди, направленности жизни которых
отвечает модус социальных достижений. Для них главным препятствием для
нормального существования является зависимость от кого-либо, невозможность
стать первыми хоть в чем-нибудь. Самыми неадаптированными являются люди,
главной целью жизни которых является любовь. Несмотря на это, они более
свободны, им в основном чужды ценности представителей двух других модусов. Им
труднее существовать в обществе, но зато они являются более счастливыми и
довольными своей жизнью. В данном контексте можно вспомнить слова А.Фрейд: чем
больше человек адаптирован, тем менее зрелым он является, он закрыт для
саморазвития; «панцирь характера» блокирует самовыражение личности. Манипуляции,
которым человек был подвержен извне, стали уже внутренними манипуляциями.
Наши исследования показали ошибочность мнения,
согласно которому личностный уровень регуляции характерен для
самоактуализирующихся людей, которые стремятся постичь в профессии все
возможное и усовершенствоваться настолько, насколько это соответствует их
способностям. Самоактуализация является лишь побочным продуктом реализации
смысла жизни. В соответствии со взглядами В.Франкла, как стремление к
удовольствию лишает человека получения этого удовольствия, так и стремление к
самоактуализации препятствует ее достижению. В. Франкл противопоставляет идее
самоактуализации собственного Я концепцию реализации человеком трансцендентных
ценностей и смысла жизни [6, с. 125].