Студент&Ко
Категории раздела
Статьи [13]
Спорт & здоровье [1]
Развлечения & отдых [0]
Искусство & культура [5]
Студ.науч.статья [12]
Афоризмы
Ваш ответ
Отношение к Фурсенко (министр образования РФ)
Всего ответов: 936
Социальная
Студент & Ко
Форма входа
Студент & Ко
...
Статистика

Онлайн всего: 49
Гостей: 49
Пользователей: 0
Погода
TOP Пользователей
  • Admini
  • GaBik
  • Швед
  • Generation_p87
  • Soln_Ze
  • NatiZo
  • shereman2012
  • mebel-artline
  • admin
  • tubaretka2012
  • Главная » Статьи » Студ.науч.статья

    СИРОТЫ

    Стырова О. В., РГПУ им. А. И. Герцена, г. СПб

    Научный руководитель: Векилова С. А., к. псих. н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена

    ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ

    Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Однако дети-сироты оказываются отстранены от возможности усвоения норм ролевого поведения в семье. Педагогические условия и психологические факторы обучения и воспитания детей-сирот не способствуют усвоению ролей будущего родителя, у них не формируется положительный образ будущей семьи [6]. Негативные последствия потери подростком родителей и семейного неблагополучия обуславливает усвоение и формирование у него искаженного образа семьи. Семья в современном мире представляет собой открытую систему, основанную на супружеском союзе. Как отмечает А. В. Черников, семья – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» [1, с. 6]. Идеи Л. С. Выготского о «совмещенных психологических системах», сформулированные им в контексте культурно-исторической психологии, могут быть распространены и на изучение семьи как системы, а именно мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование [3]. Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам импринтинга, подражания, идентификации. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т. д. [1, 2, 4, 5]. «Образ семьи» – видовое понятие по отношению к понятию «образ мира», поэтому ему свойственны категориальность, прогностичность, что необходимо для формирования у ребенка идеальных представлений о семье и собственных ожиданий. Само понятие «образ семьи» описательное, в исследованиях отражают лишь его когнитивный аспект. Результаты исследований показали, что значение «образа семьи» заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка; посредством формирования «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка.

    Нами было проведено магистерское исследование, целью которого являлось изучение отношения к будущей семье у подростков, потерявших родителей. Основная гипотеза нашего исследования заключалась в предположении о том, что у подростков, потерявших родителей, отношение к будущей семье имеет свои особенности.

    Предметом нашего исследования являлся образ будущей семьи у подростков, потерявших родителей. Объектом исследования являлось отношение к будущей семье. В исследовании участвовали подростки в возрасте от 14 до 16 лет, находящиеся в СПб ГУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Прометей» и в школе № 331. Экспериментальную группу составили (51 чел.) подростки, потерявшие родителей, контрольную группу составили (53 чел.) подростки, имеющих обоих родителей. Исследование проводилось индивидуально, в среднем занимало 1,5-2 часа.

    Испытуемым было предложено заполнить ряд диагностических методик: полуструктурированная беседа; цветовой тест отношения А. М. Эткинда; модифицированный вариант метода незаконченных предложений; методика «Ценностные ориентации» Рокича; эссе на тему: «Как я представляю будущую семью»; торонсткая алекситимическая шкала; методика диагностики личностной тревожности Д. Спилбергера.

    Для обработки результатов нами был использован сравнительный анализ, кластерный и корреляционный анализы. Изучение образа будущей семьи у детей-сирот позволило выявить основные особенности представления о будущей семье. Так, можно отметить, что дети-сироты менее четко представляют образ будущей семьи по сравнению с подростками, имеющими обоих родителей и живущих в семье. Дети-сироты меньше ориентированы на будущее и часто не осознают смысла своей жизни и общезначимых ценностей. Данные особенности характерны для большинства выпускников детских домов и обусловлены такими специфическими особенностями их жизни, как:  отсутствие положительного примера семейных отношений; отчужденность, недоверие к людям; слабо развитое чувство ответственности за поступки; потребительское отношение к людям, неумение заботиться.

        В результате сравнительного анализа было выявлено, что между двумя группами подростков статистически значимые различия наблюдаются по двум переменным – «Ресурсы» (tvalue=2,804) и «Ценности» (tvalue=-2,889). Таким образом, можно говорить о том, что у подростков, переживших потерю родителей, категории, входящие в кластер «Ресурсы», приобретают более положительный оттенок, становятся более значимыми  по сравнению с группой подростков, имеющих обоих родителей. Также важно отметить, что в первой группе кластер «Ресурсы» представлен большим количеством понятий, что свидетельствует о том, что подростки, пережившие потерю родителей, имеют больше опыта обращения к различным видам ресурсов. Кластер «Ценности» в контрольной группе подростков имеет большее значение, где выражено более положительное отношение к таким понятиям, как «жизнь», «любовь», «моя семья» и т. д. На наш взгляд, это может быть обусловлено тем, что подростки, у которых умерли родители, все ещё находятся в стадии переживания потери, не ощущают вкус к жизни, и не видят перспектив и ценностей жизни. По всем остальным признакам статистически значимых различий выявлено не было.

    По результатам кластерного анализа по методике ЦТО выявлено, что вместо кластера «Родители» в контрольной группе появляется кластер «Образ будущей семьи», что свидетельствует о том, что подростки контрольной группы больше ориентированы на будущее, четче представляют его образ. Категория родителей у подростков данной группы попала в кластер «Ресурсы». Таким образом, подростки контрольной группы воспринимают своих родителей как мощным ресурс в жизни.

        Будущая семья для подростков, чьи родители умерли, не представляет особой ценности. Однако в результате кластерного анализа метода незаконченных предложений выявлено, что для них важна эмоциональная близость детей и родителей в семье, особую значимость приобретают детско-родительские отношения, в которых главное значение придается заботе о детях. На наш взгляд, это обусловлено тем, что подростки, чьи родители умерли, чаще всего не ощущали заботу о себе. Данная потребность в принятии и любви не удовлетворена, что становится ценностью в образе собственной будущей семье. Образ будущей семьи у детей-сирот включает любовь по отношению к членам семьи как главную характеристику семейного благополучия. Однако образ семьи у детей-сирот размыт и неясен. Важно отметить, что отсутствие четкого и позитивного образа будущей семьи выступает как свидетельство определенного уровня социальной и психологической незрелости детей-сирот.

    Литература

    1.     Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с.

    2.     Витакер К.Полночные размышления се­мейного психотерапевта.    М.:  Независимая фирма «Класс», 1998. 208 с.

    3.     Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии М: Педагогика. Собр. соч. Т. 1., 1982.

    4.     Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. - Л.: Медицина, 1979. - С.297-301.

    5.     Сатир В. Психотерапия семьи. – «Речь», СПб., 2006.

    6.     Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. – 628 с.

    Категория: Студ.науч.статья | Добавил: Admini (20.03.2010)
    Просмотров: 780 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Код *:
    Пятница, 29.11.2024, 23:59
    Приветствую Вас Гость
    Мы В Контакте
    Статьи & СНО


    ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 


    ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ИЛИ УГРОЗА УТРАТЫ САМОБЫТНОСТИ НАРОДА 


    Телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам 


    О СВЯЗИ МУЗЫКИ С ЭМОЦИЯМИ 


    РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 


    НАШИ ПРАВА И СВОБОДЫ 


    СИРОТЫ 


    Пламя, озарившее эпоху 


    ПРАВО 


    ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 
    Студент & Ко
    Облако ТЕГОВ
    УнИвЕрСиАдА Украинские феминистки топлес автостопом по европе похожи юмор! интернет-зависимость сплав на надувной женщине аллея памяти Локомотива как подтвердить знание английского лучшие цитаты История трагичная зож Счастье лауреат МаЛеНькАя Победа дети Животные юмор отличник логотипы Как устроиться на работу видеоглаз тетрис научные достижения премия Шнобелевская летающий автомобиль экономический форум для молодежи молодежь секс индийский планшетник
    Найду