Научный руководитель: Векилова С. А., к. псих. н.,
доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ
Семья играет огромную роль в жизни каждого человека, а
для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание собственной
семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Однако дети-сироты оказываются
отстранены от возможности усвоения норм ролевого поведения в семье.
Педагогические условия и психологические факторы обучения и воспитания
детей-сирот не способствуют усвоению ролей будущего родителя, у них не
формируется положительный образ будущей семьи [6]. Негативные последствия
потери подростком родителей и семейного неблагополучия обуславливает усвоение и
формирование у него искаженного образа семьи. Семья в современном мире
представляет собой открытую систему, основанную на супружеском союзе. Как
отмечает А. В. Черников, семья – это «живой организм, напоминающий скорее
пламя, чем кристалл» [1, с. 6]. Идеи Л. С. Выготского о «совмещенных
психологических системах», сформулированные им в контексте
культурно-исторической психологии, могут быть распространены и на изучение
семьи как системы, а именно мать и дитя могут быть поняты как особое системное
образование [3]. Родительская семья становится источником социального
наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу отношений
собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря
механизмам импринтинга, подражания, идентификации. В результате происходит
запечатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое
усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со
значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление
себя с близкими людьми и т. д. [1, 2, 4, 5].«Образ семьи» – видовое понятие по
отношению к понятию «образ мира», поэтому ему свойственны категориальность,
прогностичность, что необходимо для формирования у ребенка идеальных
представлений о семье и собственных ожиданий. Само понятие «образ семьи»
описательное, в исследованиях отражают лишь его когнитивный аспект. Результаты
исследований показали, что значение «образа семьи» заключается в том, что в
соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе,
самооценка; посредством формирования «образа семьи» дошкольник усваивает
жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к
окружающему миру в целом со стороны ребенка.
Нами было проведено магистерское исследование, целью
которого являлось изучение отношения к будущей семье у подростков, потерявших
родителей.Основная гипотеза нашего
исследования заключалась в предположении о том, что у подростков, потерявших
родителей, отношение к будущей семье имеет свои особенности.
Предметомнашего
исследования являлся образ будущей семьи у подростков, потерявших родителей.Объектомисследования являлось
отношение к будущей семье. В исследовании участвовали подростки в возрасте от
14 до 16 лет, находящиеся в СПб ГУ «Центр помощи детям, оставшимся без
попечения родителей «Прометей» и в школе № 331. Экспериментальную группу
составили (51 чел.) подростки, потерявшие родителей, контрольную группу
составили (53 чел.) подростки, имеющих обоих родителей. Исследование проводилось
индивидуально, в среднем занимало 1,5-2 часа.
Испытуемым было предложено заполнить ряд
диагностических методик: полуструктурированная беседа; цветовой тест отношения
А. М. Эткинда; модифицированный вариант метода незаконченных предложений;
методика «Ценностные ориентации» Рокича; эссе на тему: «Как я представляю
будущую семью»; торонсткая алекситимическая шкала; методика диагностики
личностной тревожности Д. Спилбергера.
Для обработки результатов нами был использован
сравнительный анализ, кластерный и корреляционный анализы. Изучение образа
будущей семьи у детей-сирот позволило выявить основные особенности
представления о будущей семье. Так, можно отметить, что дети-сироты менее четко
представляют образ будущей семьи по сравнению с подростками, имеющими обоих
родителей и живущих в семье. Дети-сироты меньше ориентированы на будущее и
часто не осознают смысла своей жизни и общезначимых ценностей. Данные
особенности характерны для большинства выпускников детских домов и обусловлены
такими специфическими особенностями их жизни, как:отсутствие положительного примера семейных
отношений; отчужденность, недоверие к людям; слабо развитое чувство
ответственности за поступки; потребительское отношение к людям, неумение заботиться.
В результате
сравнительного анализа было выявлено, что между двумя группами подростков
статистически значимые различия наблюдаются по двум переменным – «Ресурсы» (tvalue=2,804) и «Ценности» (tvalue=-2,889). Таким образом, можно говорить о том, что у
подростков, переживших потерю родителей, категории, входящие в кластер
«Ресурсы», приобретают более положительный оттенок, становятся более
значимымипо сравнению с группой
подростков, имеющих обоих родителей. Также важно отметить, что в первой группе
кластер «Ресурсы» представлен большим количеством понятий, что свидетельствует
о том, что подростки, пережившие потерю родителей, имеют больше опыта обращения
к различным видам ресурсов. Кластер «Ценности» в контрольной группе подростков
имеет большее значение, где выражено более положительное отношение к таким
понятиям, как «жизнь», «любовь», «моя семья» и т. д. На наш взгляд, это может
быть обусловлено тем, что подростки, у которых умерли родители, все ещё
находятся в стадии переживания потери, не ощущают вкус к жизни, и не видят
перспектив и ценностей жизни. По всем остальным признакам статистически
значимых различий выявлено не было.
По результатам кластерного анализа по методике ЦТО
выявлено, что вместо кластера «Родители» в контрольной группе появляется
кластер «Образ будущей семьи», что свидетельствует о том, что подростки
контрольной группы больше ориентированы на будущее, четче представляют его
образ. Категория родителей у подростков данной группы попала в кластер
«Ресурсы». Таким образом, подростки контрольной группы воспринимают своих
родителей как мощным ресурс в жизни.
Будущая семья для подростков, чьи родители умерли, не представляет
особой ценности. Однако в результате кластерного анализа метода незаконченных
предложений выявлено, что для них важна эмоциональная близость детей и
родителей в семье, особую значимость приобретают детско-родительские отношения,
в которых главное значение придается заботе о детях. На наш взгляд, это
обусловлено тем, что подростки, чьи родители умерли, чаще всего не ощущали
заботу о себе. Данная потребность в принятии и любви не удовлетворена, что
становится ценностью в образе собственной будущей семье. Образ будущей семьи у
детей-сирот включает любовь по отношению к членам семьи как главную
характеристику семейного благополучия. Однако образ семьи у детей-сирот размыт
и неясен. Важно отметить, что отсутствие четкого и позитивного образа будущей
семьи выступает как свидетельство определенного уровня социальной и
психологической незрелости детей-сирот.
Литература
1.Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. -
М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с.
2.Витакер К.Полночные
размышления семейного психотерапевта.—М.:Независимая фирма «Класс», 1998. 208 с.
3.Выготский Л. С.Вопросы теории и истории психологии М: Педагогика. Собр. соч. Т.
1., 1982.
4.Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия:
Руководство по психотерапии. - Л.: Медицина, 1979. - С.297-301.
5.Сатир В. Психотерапия семьи. – «Речь», СПб., 2006.
6.Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: Учебное
пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. – 628 с.