Студент&Ко
Категории раздела
Статьи [13]
Спорт & здоровье [1]
Развлечения & отдых [0]
Искусство & культура [5]
Студ.науч.статья [12]
Афоризмы
Ваш ответ
Отношение к Фурсенко (министр образования РФ)
Всего ответов: 936
Социальная
Студент & Ко
Форма входа
Студент & Ко
...
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Погода
TOP Пользователей
  • Admini
  • GaBik
  • Швед
  • Generation_p87
  • Soln_Ze
  • NatiZo
  • shereman2012
  • mebel-artline
  • admin
  • tubaretka2012
  • Главная » Статьи » Студ.науч.статья

    ПСИХОЛОГИЯ

    Бисерова А.Д., ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

    Научный руководитель: Томина Т.С., к.п.н.

    ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕВИАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

    Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

    Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей  не могут не вселять тревогу. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. В психолого-педагогической литературе подробно описаны 4 стиля семейного воспитания: демократический, попустительский (либеральный), хаотический  и опекающий [1]. 

    Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Наиболее интересна классификация стилей воспитания (точнее, аномалий стилей воспитания),  предложенная А.Е. Личко и  Е.Г. Эйдемиллер  для подростков: гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля; доминирующая гиперпротекция, которая проявляется в повышенном,  обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях;  потворствующая гиперпротекция; эмоциональное отвержение; жестокие взаимоотношения и повышенная моральная ответственность [2].

    Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, а если родители не смогут это понять во время, то у подростков могут возникнуть проблемы, которые выльются в так называемые подростковые девиации. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы: нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

    Психологи выделяют  2 группы девиантного поведения [3]:

    1. поведение, отклоненное от нормы психического здоровья, т.е. явная или скрытая психопатология (астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером). Такое поведение, отклоненное от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в формах социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция и т.д.).

    2. Причины социального и психофизического характера. Наиболее общей причиной социального характера является отношения общества к подросткам.  Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания.

    Исследователи выделяют следующие формы отклоняющегося от нормы поведения [4]:

    -асоциальное поведение – 30%;

    -отказ от учебно-трудовой деятельности – 28%;

    -срывы уроков, прогулы – 25%;

    -принятие алкоголя – 13%;

    -самоповреждение – 12%;

    -уходы из дома – 12%;

    -беспорядочные половые связи – 12%;

    -наркомания – 10%;

    -токсикомания – 10%.

    Семья является источником передачи подростку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных, полоролевых и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации подростка. Именно семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются основным фактором развития личности. Члены семьи должны уметь использовать взаимные компромиссы, уважать мнение друг друга. К сожалению, часто  низкая педагогическая культура родителей, а также личностные особенности родителей могут быть причиной неправильного воспитания ребенка, девиантного поведения подростка.

    Нарушение семейного воспитания требует психолого-педагогической коррекции. Психологическая поддержка родителям и подросткам может быть оказана не только профессиональными психологами, но и педагогами, родителями, социальными работниками. Мы считаем, эту проблему нужно рассматривать как одну из главных, т.к. за последнее время число девиаций у подростков с каждым годом все увеличивается.

    Литература

    1.     Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

    2.     Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е Личко - Л.: Медицина, 1983.

    3.     Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков: учеб.–метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

    4.     Степанов, В.Г.Психология трудных школьников / В.Г. Степанов: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

    Категория: Студ.науч.статья | Добавил: Admini (20.03.2010)
    Просмотров: 665 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Код *:
    Пятница, 29.11.2024, 21:33
    Приветствую Вас Гость
    Мы В Контакте
    Статьи & СНО


    МИЛЛӘТ КИЛӘЧӘГЕ – ЯШЬЛӘР КУЛЫНДА 


    Проблема самоопределения молодых людей 


    О СВЯЗИ МУЗЫКИ С ЭМОЦИЯМИ 


    АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ 


    РАБОТОРГОВЛЯ 


    ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 


    спорт 


    ПРАВО 


    СИРОТЫ 


    ИНФЛЯЦИЯ 
    Студент & Ко
    Облако ТЕГОВ
    УнИвЕрСиАдА Украинские феминистки топлес автостопом по европе похожи юмор! интернет-зависимость сплав на надувной женщине аллея памяти Локомотива как подтвердить знание английского лучшие цитаты История трагичная зож Счастье лауреат МаЛеНькАя Победа дети Животные юмор отличник логотипы Как устроиться на работу видеоглаз тетрис научные достижения премия Шнобелевская летающий автомобиль экономический форум для молодежи молодежь секс индийский планшетник
    Найду