СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА
В настоящее время в РФ одной из острых и болезненных
социальных проблем является проблема дискриминации в сфере трудовыхправоотношений. Наиболее распространённым
явлением стало ущемление трудовых прав работника (по дискриминационным
признакам) на всех стадиях трудовой деятельности работника (при заключении
трудового договора; при выполнении работником трудовой функции; при расторжении
трудового договора).
Действующий в настоящее время Трудовой Кодекс РФ
(впервые в истории российского трудового права) содержит легальную дефиницию
дискриминации в сфере труда. Статья 3 ТКРФ определила дискриминационные
признаки, наиболее распространенные в обществе. Данная статья содержит
императивный запрет на ограничение в трудовых правах и свободах (или на
получение каких-либо преимуществ) в зависимости от таких дискриминационных
признаков, как пол, раса, национальность, цвет кожи, язык, происхождение,
имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, отношение
к религии, место жительства, принадлежность (или непринадлежность) к
общественным объединениям и иные обстоятельства, не связанные с деловыми
качествами работника[1,с. 10].
Данный принцип базируется на таких нормативных актах
международного права как: Всеобщая декларация прав человека (ст.2);
международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (п.2 ст.
2); Декларация МОТот 18 июня 1998 г.
«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (в которой было
провозглашено о недопустимости дискриминации в области труда и занятий);
Конвенция МОТ №111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.). В
данной конвенции содержится определение дискриминации. Дискриминация
определяется как « всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по
признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного
происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или
нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий» (п. а
ст. 1). Содержание ст. 3 ТКРФ полностью соответствует данной Конвенции. Кроме
того, данная статья предоставила право лицам, считающим, что они подверглись
дискриминации в трудовой сфере, обратиться за защитой нарушенных прав в
соответствующие юрисдикционные органы. В настоящее время существует ряд
проблем, связанных с защитой от дискриминации в сфере труда. Одной из проблем
является то, что законодатель определил открытый перечень дискриминационных
признаков. В связи с этим любое обстоятельство может быть квалифицировано как
дискриминация, если оно не относится к деловым качествам работника. Это
вызывает определённые трудности и неоднозначные субъективные оценки (данного
социального явления) при квалификации и правонарушении. Следующей проблемой
является то, что законодатель крайне ограничил возможности работника в реализации
своих прав на защиту от дискриминации. Так, согласно ч. 4 ст. 3 ТКРФ, лица,
считающие, что они подвержены дискриминации в сфере труда, вправе обращаться в
суд (до 6 октября 2006г. работники, считающие, что они подверглись дискриминации
в сфере труда вправе были обращаться не только в суд, но и в Федеральную
инспекцию труда. В настоящее время такой возможности нет, и подобные вопросы
предполагается решать исключительно в судебном порядке). Обращение только в суд
– это явно недостаточный (и не всегда эффективный) способ защиты работника от
дискриминации.
Ещё одной проблемой является то, что дискриминация,
зачастую, имеет скрытый (латентный) характер и доказать факт дискриминации
чрезвычайно сложно. (Тем более что данное понятие является оценочным и
субъективную оценку даёт судья.) Так, п. 10 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 17 марта 2004 г. разъясняет: «Поскольку действующее законодательство
содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе
отказать в приёме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место
дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при
рассмотрении конкретного дела» [3, с. 4]. Наиболее острой проблемой является
то, что работодатель, как правило, отказывает работнику в приёме на работу по
мотиву отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания. Так, Пленум
ВСРФ указывает судом, что «отказ работодателя в заключении трудового договора с
лицом, являющимся гражданином РФ, по мотиву отсутствия у него регистрации по
месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является
незаконным, поскольку нарушает право граждан РФ на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией (ч. 1 ст. 27),
Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания
и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г. №5242-1, а также противоречит ч.
2 ст. 64 ТКРФ, запрещающей ограничивать права и устанавливать какие-либо
преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию (п. 11
Постановления Пленума ВСРФ от 17 марта 2004г.)» [2, c. 171].
Достаточно сложной является проблема денежной компенсации
морального вреда, причинённого дискриминацией. Сложность состоит в том, что
работник лично должен доказать степень нравственных и физических страданий,
которая оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения
морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных
обстоятельств, свидетельствующих о тяжестиперенесённых им страданий.
В заключении следует сказать, что в
настоящее время в России механизм защиты работников от дискриминации работает
не эффективно, судебная практика по делам дискриминации в сфере труда
складывается достаточно медленно. Необходимо дальнейшее совершенствование
данного механизма защиты, разработка новых, более эффективных мер защиты
работников от дискриминации в области трудовых правоотношений.
Литература
1.Комментарий
к Трудовому кодексу Российской Федерации/ Отв. ред. Ю. П. Орловский. М., 2002.
2.Комментарий
к Трудовому кодексу РФ/ Отв. ред. К. Я. Ананьев. М., 2008.
3.Постановление
Пленума ВСРФ от 17 марта 2004 г. « О применении судами ТКРФ».