Главная игра эпохи
Если вы когда-либо работали за офисным компьютером или у вас
есть компьютер дома, вы не могли не слышать об игре «Тетрис». Даже если у
вас не было компьютера, вряд ли вы не видели, как дети играют в эту
игру на портативных устройствах.
«Тетрис» появился на свет 6 июня 1984 года. «Родился в 1984 году и тут же изменил мир, став классической головоломкой» — так описывает
появление этой игры Reuters. Что важно, «Тетрис» — довольно популярное
развлечение и сегодня, хотя в мире цифровых развлечений подобное явление
— редкость совершенно исключительная.
Придумал «Тетрис» советский программист Алексей Пажитнов, работавший в
то время в Академии наук. Тогда между СССР и США был самый разгар
холодной войны, однако это не помешало выкупить права на российскую игру
предприимчивому бизнесмену Хэнку Роджерсу, владельцу компании Bullet-Proof Software.
Всего в истории «Тетриса» было продано 125 млн официальных копий игры.
Невероятно, но факт: Tetris входит в десятку самых популярных игр для
iPhone, размещённых в магазине App Store. Сейчас лицензия на «Тетрис»
принадлежит компании Electronic Arts,
однако вряд ли лицензионные копии игры, продаваемые как для
персональных компьютеров, так и для смартфонов и специальных карманных
приставок, хотя бы приблизительно соответствуют продажам её пиратских
копий. Роджерс, однако, уверен, что потенциал игры далеко не исчерпан: в
планах американца включить «Тетрис» в программу Олимпийских игр.
Чемпионат США по «Тетрису» пройдёт уже в этом году, обещает он. Что
характерно, Алексей Пажитнов до сих пор получает роялти от Роджерса за
то, что тот продаёт его игру.
Сам Пажитнов до сих пор говорит, что «Тетрис» он придумал не в качестве
развлечения. Целью его тогдашней разработки было проверить возможности
советских компьютеров. Игру Пажитнов написал на компьютере
«Электроника-60»: «Я пытался перенести в компьютер игры, в которые в
детстве играл в настольном варианте. «Тетрис» — одна из таких детских
развивающих игр», — говорит он. По его мнению, успех «Тетриса»
обусловлен тем, что «в него легко начать играть, но тяжело научиться
играть хорошо». Кроме того, по его словам, успех игры в том, что задача
игрока в ней — «строить, создавать, а не разрушать», благодаря чему она
оставляет после себя «только приятные ощущения». Другие игры Пажитнова —
«Ящик Пандоры», Hexic — не так популярны. Точнее, почти неизвестны
вовсе.
Мог ли в 1984 году советский программист представить, что его детище
станет так популярно во всём мир? Конечно нет. В Академии наук СССР
советский программист занимался исследованием искусственного интеллекта и
созданием программ для распознавания речи. Собственно, сам «Тетрис»
должен был стать не игрой, а программой, демонстрирующей возможности
интеллекта компьютера: мол, он настолько умный, что может складывать
кубики сам. Советский компьютер того времени, однако, не смог. Более
того, «Тетрис» — это урезанная цифровая версия популярной в советские
времена «Пентамино» — в ней все фигурки состояли из пяти квадратиков.
Пажитнов «упростил» игру, потому что мощностей тогдашних компьютеров для
классического «Пентамино» не хватало. В ходе долгих экспериментов
Пажитному пришла в голову идея, что фигурки складывать в игре может и
человек и когда из них получается ряд, он исчезает, благодаря чему в
игру теоретически можно играть вечно. Так из научного эксперимента
«Тетрис» стал забавой. Пажитнову тогда было 29 лет.
Позже с «Электроники-60» на IBM PC
игру портировал 16-летний советский школьник Вадим Герасимов. Игра
быстро стало популярной среди москвичей, затем проникла в страны
советского лагеря, и уже в Венгрии её заметили американцы. Борьбу за
право продавать эту игру в США вели компании Spectrum Holobyte,
Bullet-Proof Software и Atari Games, Famicom и ряд других. Победа досталась второй. История по поводу зарубежных прав на «Тетрис» довольно сложна.
Если верить популярной легенде, «Тетрис» стал бестселлером среди
немногочисленных тогда московских программистов буквально за две недели.
Формально права на разработку программы принадлежали Вычислительному
центру Академии наук. Правда, ему до него никакого особенного дела не
было. Впервые за рубежом «Тетрис» появился в Венгрии, где в него стали
играть сотрудники местного Института проблем энергетики в 1986 году. Там
же игра была портирована на компьютеры Commodore и Apple 2. В это же
время в институте находился владелец британской компании Andromeda
Software Роберт Штайн, венгр британского происхождения. Оценив потенциал
игры, Штайн тут же связался с Пажитновым и получил от него формальное
добро на продажу прав для игры. Однако переговоры между британцем и
советским Вычислительным центром затянулись на долгие недели. Штайн даже
съездил зимой 1985 года в Москву, однако переговоры успехом не
увенчались. Тем временем о существовании «Тетриса» узнали американцы из
компании Spectrum Holobyte. Они договорились со Штайном о том, что тот
сначала выкупит права на игру у россиян, а затем перепродаст им. Штайн,
поняв, что переговоры с СССР окончательно зашли в тупик, так и не
признался в провале, и «Тетрис» начал продаваться в США нелегально.
Релиз американской PC-версии игры случился в 1988 году. Затем было много
переговоров — как с британцами и Штайном, так и с множеством других
компаний. В 1989 году с Алексеем встретился Хэнк Роджерс, представлявший
тогда интересы Nintendo. Та приобрела права на игру 21 марта 1989 года.
Затем держателем прав на игру стала компания Blue Lava Wireles,
принадлежащая тому же Роджерсу. В 2005 году права на «Тетрис» за 137 млн
долларов приобрела компания Electronic Arts. Стоит отметить, что сам
Алексей не получал роялти за своё изобретение аж до 1996 года, хотя игра
продавалась миллионными экземплярами.
Сам Пажитнов в 1988 году организовал собственную компанию по разработке
игрового программного обеспечения AnimaTek, а в 1991 году была создана
компания Tetris. Надо отметить, что немалую поддержку в создании
собственного бизнеса Пажитнову оказал как раз Роджерс, который стал не
только партнёром российского программиста, но и его приятелем.
Ещё через пять лет Алексей Пажитнов уехал в Microsoft, работая в которой
и создал тот самый «Ящик Пандоры». Сейчас Алексей Пажитнов — сотрудник
компании WildSnake Software, занимающейся разработкой и распространением
казуальных компьютерных игр. В марте 2007 года программист получил приз
First Penguin в рамках Game Developers Choice за заслуги перед игровым движением. Реальность этих заслуг уже неоспорима. Guinness World Records
включили «Тетрис» в свою Книгу рекордов как игру, которая была
портирована на самое большое количество устройств и которая имеет самое
большое количество вариантов.
Но вот какая ирония истории: как вы думаете, если спросить, к примеру,
10-летнего московского мальчишку (или, например, взрослого француза), в
какой стране был придуман «Тетрис», что он ответит?
А «Тетрис» и Алексея Пажитнова сегодня можно только искренне поздравить.
|