ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
| Екатерина Вдовина гр.761|
Школа и семья как важнейшие институты социализации
индивида и субъекты образовательного процесса выполняют общие социальные
функции.
Однако характер и содержание взаимодействия указанных
институтов в процессе социализации молодежи существенно различаются. Если в
школьном образовании преобладают определенная планомерность, научность,
системность, то в семье важными становятся естественные факторы жизни,
протекающие, как правило, стихийно.
Если школа дает теоретические знания, то в семье
доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности,
духовной культурой родителей. Семья
дает навыки по усвоению детьми принципов человеческого общежития, моральных
и правовых норм, формирование социальных качеств, определяющих специфику
последующей жизни, т.е. осуществляется преемственность поколений.
Выделяя роль семьи в процессе
социализации, необходимо остановиться на тех ее характеристиках, которые
являются важнейшими факторами влияния на формирование нравственных,
интеллектуальных и, впоследствии, профессиональных качеств старшеклассников и
выпускников средних учебных заведений. Однако немаловажное, значение на данный
процесс оказывает и субъективное отношение родителей к обучению детей в школе.
Ведь их успехи или неуспехи в значительной мере определяются степенью
взаимодействия семьи и школы. Связи каждого родителя со школой имеют
естественный характер и совпадают в главном - в обучении и воспитании детей.
Тем не менее, родители в большинстве своем
передают функции воспитания и обучения школе, а учителям не удается вовлечь их
в учебно-воспитательный процесс. Весьма показательны в этом смысле ответы
школьных педагогов на вопрос: «Если бы каждый из родителей Ваших учащихся
предложил помочь в учебно-воспитательной работе, хотя бы поодному из ее видов, то, как бы Вы
отнеслись к этому?». Положительно ответили почти 98% педагогов [1, 86].
На вопрос о степени
информированности родителей о работе школьных спортивных секций и кружков
значительная их часть (30%) ответила отрицательно или неопределенно, свыше 54%
выразили недовольство их отсутствием или недостаточным числом в школе. Только у
17% опрошенных родителей дети активно занимаются в школьных секциях и кружках.
Некоторые учащиеся склонны объяснять отсутствие должного внимания родителей к
школе их занятостью. Однако эта причина, на наш взгляд, второстепенная [1,
90-91]..
Рассматривая
проблему, связанную с характером и структурой семьи, как важнейшего фактора
духовной и профессиональной социализации старшеклассников, важно обратить
внимание на социальные последствия влияния неблагополучных (в том числе
неполных) семей на воспитание подростка. В исследовании неблагополучие семьи
замерялось не только отсутствием отца или матери, но и по таким параметрам, как
частота употребления спиртных напитков, конфликты, отсутствие единых требований
родителей к детям.
Негативная
реакция подростков возникает не только в семьях, где часто злоупотребляют
спиртными напитками, но и в семьях, где сосуществуют конфликты и две
«педагогики»: отец верит в силу приказа, а мать стремится ослабить строгость
отца. Отсутствие у супругов единства в понимании тех или иных жизненных
процессов, методов и средств обучения и воспитания приводят к тому, что
подросток оказывается перед альтернативой: чьи требования выполнять и надо ли
их вообще выполнять.
По результатам
социологического исследования в г. Нижнекамске главной средой, призванной обеспечить формирование
ребенка, подавляющее число респондентов безоговорочно признает семью. Также
многие (48%) опрашиваемые отмечают, что в семье должна присутствовать система
сотрудничества между ребенком и родителем и, по мнению респондентов на ребенка
негативно оказывает проживание в неполных семьях, в семьях, где родители
злоупотребляют алкогольными напитками, в конфликтных семьях и семьях где на
ребенка оказывают психологическое давление. На
второе по значимости место в воспитании претендуют школа и неформальное
окружение подростков — компания товарищей (половина респондентов называет
вторым по важности агентом социализации либо школу, либо приятельский круг).
Следующими по мере убывания значимости признаются СМИ (40%), армия (23%),
трудовой опыт и вузы (по 15%), а также книги, кружки и секции (по 10%).
Восприятие школы распадается на два основных типа:
§первый характерен для образованных жителей крупных
городов, оценивающих школу по ее основной роли — способности снабдить ребенка
культурным и интеллектуальным багажом.
§для второго типа свойственно восприятие школы как
агента, замещающего семью в тех областях, где она не справляется с проблемами
воспитания подростка.
Многие родители (49%) практически не информированы об
учебной деятельности ребенка, это связано с рядом причин, либо ребенок не
посвящает родителей в учебный процесс, родители надеются на предоставление
информации от классных руководителей, завучей и др. Тем самым родители могут
упустить возможность проконтролировать учебную деятельность и потерять связь с
ребенком в воспитательном процессе. При
всем различии соотношения ожиданий, возлагаемых разными социальными слоями на
институты и среды, формирующие личность ребенка, ведущую роль в «воспитательных
стратегиях» неизменно играют традиционно значимая семья и школа во всем
многообразии приписываемых ей функций. Этот «семейно-школьный» подход
характеризуется всем комплексом традиционных патриархальных взглядов на
воспитание, предполагающим жесткий контроль общественной и личной жизни
подростка, подавление — иногда и с использованием физической силы — несогласия
с мнением родителей.
Помимо преимущественно «семейно-школьной» стратегии
просматриваются еще несколько способов видения путей социализации. Одним из них является так называемый «уличный»
тип воспитания. Респонденты придают значимую роль (39%) влиянию компании
товарищей и средств массовой информации, снабжающих ребенка всей необходимой
ему в дальнейшей жизни информацией, а роль семьи видится им в корректировке
полученных сведений.
Другой тип видения механизмов социализации можно
назвать «интеллигентским». Он характеризуется «отложенной» перспективой
взросления и приданием относительно высокого значения будущему воспитательному
воздействию вуза, а также передачей социально значимого знания через книги и
печатную периодику (но не электронные СМИ). В предшествующий этим этапам жизни
период лучшим местом формирования подростка считается секция или кружок,
которые воспринимаются как защита от нежелательного влияния «улицы».
Опрашиваемые респонденты в возрасте от 16-25 лет (53%), чувствуют себя очень
комфортно и свободно в компаниях, где они находятся, что характеризует о
расположенности к общению, уверенности в своих силах. Из проведенного
исследования видно, что большая часть (52%) опрошенных считает, что главную
роль в воспитании ребенка занимает семья, т.к. большое время своей жизни
ребенок проводит именно там. Но также многие (36%) опрошенные респонденты,
считают, что школа должна выполнять различные функции воспитания, которые не
преподаются в семье, взять на себя.
Наряду с основным институтом, немало важную роль (12%)
играют и субкультуры. В процессе общения, игры со сверстниками ребенок также
приобретает опыт, желание подражать друзьям, меняется мировоззрение и
кругозор.
И тем самым взаимосвязь всех этих институтов влияет на
социализацию личности.
Таким образом, воспитание ребенка – это очень сложный,
социальный процесс в котором участвуют различные социальные институты, средства
массовой информации и многое другое, тем самым формируют у маленького человечка
его мировоззрение, взгляды, убеждения и формируют для него определенные
ценности и правила жизни в данном обществе.
Литература
1.Бикметов
Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов //
Социологические исследования. – 2007. - № 9. – С. 86.