Студент&Ко
Категории раздела
Статьи [13]
Спорт & здоровье [1]
Развлечения & отдых [0]
Искусство & культура [5]
Студ.науч.статья [12]
Афоризмы
Ваш ответ
Сколько Вам лет?
Всего ответов: 569
Социальная
Студент & Ко
Форма входа
Студент & Ко
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
TOP Пользователей
  • Admini
  • GaBik
  • Швед
  • Generation_p87
  • Soln_Ze
  • admin
  • Eilinelle
  • DeaF
  • сномггу
  • admin2
  • Главная » Статьи » Статьи

    ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    | Екатерина Вдовина гр.761 |

    Школа и семья как важнейшие институты социализации индивида и субъекты об­разовательного процесса выполняют общие социальные функции.

    Однако характер и содер­жание взаимодействия указанных институтов в процессе социализации молодежи су­щественно различаются. Если в школьном образовании преобладают определенная планомерность, научность, системность, то в семье важными становятся естественные фак­торы жизни, протекающие, как правило, стихийно.

    Если школа дает теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей. Семья дает навыки по усвоению детьми принципов человеческого общежития, мо­ральных и правовых норм, формирование социальных качеств, определяющих специ­фику последующей жизни, т.е. осуществляется преемственность поколений.

    Выделяя роль семьи в процессе социализации, необходимо остановиться на тех ее характеристиках, которые являются важнейшими факторами влияния на формирова­ние нравственных, интеллектуальных и, впоследствии, профессиональных качеств старшеклассников и выпускников средних учебных заведений. Однако немаловажное, значение на данный процесс оказывает и субъективное отноше­ние родителей к обучению детей в школе. Ведь их успехи или неуспехи в значитель­ной мере определяются степенью взаимодействия семьи и школы. Связи каждого ро­дителя со школой имеют естественный характер и совпадают в главном - в обучении и воспитании детей.

    Тем не менее, родители в большинстве своем передают функции воспитания и обучения школе, а учителям не удается во­влечь их в учебно-воспитательный процесс. Весьма показательны в этом смысле от­веты школьных педагогов на вопрос: «Если бы каждый из родителей Ваших учащихся предложил помочь в учебно-воспитательной работе, хотя бы по            одному из ее видов, то, как бы Вы отнеслись к этому?». Положительно ответили почти 98% педагогов [1, 86].

    На вопрос о степени информированности родителей о работе школьных спортив­ных секций и кружков значительная их часть (30%) ответила отрицательно или не­определенно, свыше 54% выразили недовольство их отсутствием или недостаточным числом в школе. Только у 17% опрошенных родителей дети активно занимаются в школьных секциях и кружках. Некоторые учащиеся склонны объяснять отсутствие должного внимания родителей к школе их занятостью. Однако эта причина, на наш взгляд, второстепенная [1, 90-91]..

    Рассматривая проблему, связанную с характером и структурой семьи, как важней­шего фактора духовной и профессиональной социализации старшеклассников, важно обратить внимание на социальные последствия влияния неблагополучных (в том чис­ле неполных) семей на воспитание подростка. В исследовании неблагополучие семьи замерялось не только отсутствием отца или матери, но и по таким параметрам, как частота употребления спиртных напитков, конфликты, отсутствие единых требо­ваний родителей к детям.

    Негативная реакция подрост­ков возникает не только в семьях, где часто злоупотребляют спиртными напитками, но и в семьях, где сосуществуют конфликты и две «педагогики»: отец верит в силу приказа, а мать стремится ослабить строгость отца. Отсутствие у супругов единства в понимании тех или иных жизненных процессов, методов и средств обучения и воспи­тания приводят к тому, что подросток оказывается перед альтернативой: чьи требова­ния выполнять и надо ли их вообще выполнять.

    По результатам социологического исследования в г. Нижнекамске главной средой, призванной обеспечить формирование ребенка, подавляющее число респондентов безоговорочно признает семью. Также многие (48%) опрашиваемые отмечают, что в семье должна присутствовать система сотрудничества между ребенком и родителем и, по мнению респондентов на ребенка негативно оказывает проживание в неполных семьях, в семьях, где родители злоупотребляют алкогольными напитками, в конфликтных семьях и семьях где на ребенка оказывают психологическое давление.           На второе по значимости место в воспитании претендуют школа и неформальное окружение подростков — компания товарищей (половина респондентов называет вторым по важности агентом социализации либо школу, либо приятельский круг). Следующими по мере убывания значимости признаются СМИ (40%), армия (23%), трудовой опыт и вузы (по 15%), а также книги, кружки и секции (по 10%).

    Восприятие школы распадается на два основных типа:

    §  первый характерен для образованных жителей крупных городов, оценивающих школу по ее основной роли — способности снабдить ребенка культурным и интеллектуальным багажом.

    §  для второго типа свойственно восприятие школы как агента, замещающего семью в тех областях, где она не справляется с проблемами воспитания подростка.

    Многие родители (49%) практически не информированы об учебной деятельности ребенка, это связано с рядом причин, либо ребенок не посвящает родителей в учебный процесс, родители надеются на предоставление информации от классных руководителей, завучей и др. Тем самым родители могут упустить возможность проконтролировать учебную деятельность и потерять связь с ребенком в воспитательном процессе.      При всем различии соотношения ожиданий, возлагаемых разными социальными слоями на институты и среды, формирующие личность ребенка, ведущую роль в «воспитательных стратегиях» неизменно играют традиционно значимая семья и школа во всем многообразии приписываемых ей функций. Этот «семейно-школьный» подход характеризуется всем комплексом традиционных патриархальных взглядов на воспитание, предполагающим жесткий контроль общественной и личной жизни подростка, подавление — иногда и с использованием физической силы — несогласия с мнением родителей.                                                                            

    Помимо преимущественно «семейно-школьной» стратегии просматриваются еще несколько способов видения путей социализации.   Одним из них является так называемый «уличный» тип воспитания. Респонденты придают значимую роль (39%) влиянию компании товарищей и средств массовой информации, снабжающих ребенка всей необходимой ему в дальнейшей жизни информацией, а роль семьи видится им в корректировке полученных сведений.                     

    Другой тип видения механизмов социализации можно назвать «интеллигентским». Он характеризуется «отложенной» перспективой взросления и приданием относительно высокого значения будущему воспитательному воздействию вуза, а также передачей социально значимого знания через книги и печатную периодику (но не электронные СМИ). В предшествующий этим этапам жизни период лучшим местом формирования подростка считается секция или кружок, которые воспринимаются как защита от нежелательного влияния «улицы». Опрашиваемые респонденты в возрасте от 16-25 лет (53%), чувствуют себя очень комфортно и свободно в компаниях, где они находятся, что характеризует о расположенности к общению, уверенности в своих силах. Из проведенного исследования видно, что большая часть (52%) опрошенных считает, что главную роль в воспитании ребенка занимает семья, т.к. большое время своей жизни ребенок проводит именно там. Но также многие (36%) опрошенные респонденты, считают, что школа должна выполнять различные функции воспитания, которые не преподаются в семье, взять на себя.                     

    Наряду с основным институтом, немало важную роль (12%) играют и субкультуры. В процессе общения, игры со сверстниками ребенок также приобретает опыт, желание подражать друзьям, меняется мировоззрение и кругозор. 

    И тем самым взаимосвязь всех этих институтов влияет на социализацию личности.                                                    

    Таким образом, воспитание ребенка – это очень сложный, социальный процесс в котором участвуют различные социальные институты, средства массовой информации и многое другое, тем самым формируют у маленького человечка его мировоззрение, взгляды, убеждения и формируют для него определенные ценности и правила жизни в данном обществе.

    Литература

     

    1.  Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // Социологические исследования. – 2007. - № 9. – С. 86.

    Категория: Статьи | Добавил: Admini (04.02.2010)
    Просмотров: 9475 | Рейтинг: 3.0/3
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Код *:
    Понедельник, 07.07.2025, 12:27
    Приветствую Вас Гость
    Мы В Контакте
    Статьи & СНО


    Проблема самоопределения молодых людей 


    МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 


    МИЛЛӘТ КИЛӘЧӘГЕ – ЯШЬЛӘР КУЛЫНДА 


    ПРОФИ 


    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЮРИСТА 


    РАБОТОРГОВЛЯ 


    ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 


    ЗАЩИТА ТРУДА 


    СИРОТЫ 


    РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВОВ 
    Студент & Ко
    Облако ТЕГОВ
    Универсиада Украинские феминистки топлес автостопом по европе похожи юмор! интернет-зависимость сплав на надувной женщине аллея памяти Локомотива как подтвердить знание английского лучшие цитаты История трагичная ЗОЖ счастье лауреат МаЛеНькАя Победа дети животные юмор отличник логотипы Как устроиться на работу видеоглаз тетрис научные достижения премия Шнобелевская летающий автомобиль экономический форум для молодежи молодежь секс индийский планшетник
    Найду