Роль
русской православной церкви в Великой Отечественной войне
| Митрофанова Татьяна | фото. Золова Н.
«Православие осуждает войну вообще. Но
православие не только оправдывает, но и благословляет освободительную борьбу за
свою Родину»
Отец Иоанн (Боев), настоятель церкви Рождества
Христова города Красноярска
Важнейшую роль в победе советского народа в Великой
Отечественной войне сыграл героизм людей, их самоотверженность и боевой дух.
Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, но и верой. Верили в Сталина,
в Жукова, в коммунистическую партию… Ещё верили в Бога.
Россия - страна более чем с тысячелетней православной
историей. Православие всегда привносило в нелёгкую жизнь русского народа
душевное спокойствие и чувство защиты свыше, веру в будущее.
Революционные события 1917 года изменили ход российской
истории. Новая власть не хотела в условиях послереволюционного периода
допускать существования православия наравне с единой коммунистической
идеологией марксизма. Религию объявили пережитком царизма.
В 1922 г.
при ЦК РКП(б) появилась Комиссия по проведению отделения Церкви от государства.
Эта комиссия жестко контролировала религиозные организации. Бессменным
председателем её был Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман). Комиссия
действовала до 1929 года. Позднее вопросы православия рассматривались на
заседаниях Секретариата ЦК партии.
Началась война. 3 июня 1941 года И.В. Сталин обратился к
народу со словами: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои». Так
обращались к прихожанам православные священники. По указанию Сталина
Е.Ярославский пишет статью «Почему религиозные люди против Гитлера»,
кардинально отличающуюся по тональности от всех его антирелигиозных статей.
Наступило время «собирать камни»: нужно было вернуться к
исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории,
общего вероисповедания. Это хорошо понимал и Гитлер. Одно из его указаний
гласило, что фашисты должны препятствовать влиянию одной церкви на большой
район, зато появление сект на оккупированных территориях, как форму раскола и
разъединения, следует поощрять.
Россия нуждалась в помощи иностранных государств, чтобы
перестроить промышленность на военные рельсы. В качестве потенциальных
союзников выступали Англия и США. Но для получения их поддержки нужно было
доказать соблюдение хотя бы основных принципов демократии в России.
22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России
патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием,
собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам. В этом
послании он выражает уверенность в том, что с Божиею помощью, и на сей раз
русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Митрополит вспоминает
имена Александра Невского, Дмитрия Донского и былинных богатырей. Вспоминает он
«неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей
жизнью ради веры и родины.
Сергий призывает в «тяжкий час испытания» всякого помочь
Отечеству тем, чем сможет. Говорит о том, что Православная Церковь всегда
разделяла судьбу народа. «Церковь Христова благословляет всех православных на
защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» - такими
словами заканчивается его обращение.
Прибывший в Москву в конце сентября 1941 года личный
представитель президента США А.Гарриман выразил Сталину обеспокоенность
американской общественности судьбой Церкви в России. При составлении проекта
декларации «Объединившихся держав» (будущие Объединённые Нации), ближайший
помощник Рузвельта Гарри Гопкинс говорил президенту о необходимости включения
пункта о свободе религии. Слова «о свободе религии» в итоге всё-таки появились
в тексте декларации.
В 1942 году, по предложению Л.П.Берии, 50-тысячным тиражом
вышла книга «Правда о религии в России». Эту книгу можно назвать ответом
советского правительства Рузвельту, предложившему организовать «информационную
кампанию в США о свободе религии в СССР». В книге звучали заверения в полной
свободе вероисповедания в СССР.
1943 год можно считать годом официального «потепления»
отношений Сталина с православной церковью. В октябре 1941 года вышло
распоряжение Московского Городского Совета депутатов о том, что митрополит
Сергий и его Патриархия должны покинуть Москву и направиться на жительство в
город Чкалов (Оренбург).
В один из июльских дней 1943 года Сергию и его ближайшим
сотрудникам пришло сообщение о том, что им разрешено возвратиться в Москву.
«Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и
Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов
в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую
деятельность Церкви. В ходе той встречи Сергий был избран патриархом. Принято было
решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде.
При патриархе решено было образовать Священный Синод из трёх
постоянных и трёх временных членов. Принято решение об образовании Совета по
делам Русской Православной Церкви.
Во время войны не было препятствий для массовых богослужений
и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались
ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не
препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии, из лагерей освободили
десятки церковнослужителей.
Ряд телеграмм представителей православного духовенства с
сообщениями о перечислении денежных средств на нужды обороны в первые же месяцы
войны появились на страницах центральных газет «Правда» и «Известия», там же
давалась информация о работе Православной Церкви, печатались биографии
новоизбранных патриархов Сергия и Алексия.
Результаты патриотической деятельности Церкви были и
материально ощутимы. Хотя на восстановление храмов после их массового
разрушения требовались немалые средства, Церковь посчитала неправильным во
время войны и в период послевоенной разрухи заботиться о своём благополучии, а
не народном. В первые же годы войны в храмах Москвы было собрано более трёх
миллионов рублей на нужды фронта и обороны. В храмах Ленинграда собрали 5,5
миллионов рублей. Церковные общины Нижнего Новгорода за 1941-1942 годы собрали
в фонд обороны более четырёх миллионов рублей. Новосибирская епархия за первое
полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов
рублей. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья
имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского.
Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала
людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного
знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах
просили Бога уберечь родных от гибели.
Известный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил:
«Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам
Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
подтвердил это. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери,
которую маршал Жуков отбил у фашистов.
Итак, с началом войны Церковь обрела новый статус. Она
объединилась с властью и приступила к активной патриотической деятельности.
Православие, наряду с другими конфессиями, помогало верующим обрести веру в
победу, поднимало их на активное сопротивление противнику. Советский Союз
вместе с союзниками одержал победу в Великой Отечественной войне. В этой победе
важная роль принадлежит Православной церкви.