Научный руководитель: Мустафин Н. К.,
к.фил.н., доцент
Татарский гуманитарно-педагогический
университет
В
настоящее время перед молодыми людьми особенно остро стоит вопрос как найти
собственное «Я», реализовать себя в жизни как личность.
Многие
молодые люди в юности обращают особое внимание к своей внутренней жизни,
пытаясь постичь глубины своей души, своих неоткрытых ещё возможностей. Тайна
глубины души не известна до конца самому человеку. Он осознаёт, что быть
личностью – это его миссия, его предназначение к поиску и реализации своих
потенциальных возможностей.Юности
вообще свойственно планировать своё будущее. Юноши и девушки учатся достигать
успехов, утверждая себя в спорте, познании, творчестве и в развитии своей
индивидуальности. В юности стремятся сформировать внутреннюю позицию по
отношению к себе и к другим людям. Человек ищет своё место среди категорий
добра и зла. Юность стремится прочувствовать себя во всём многообразии жизни.
Но не каждый из юных сосредоточен на стремлении развивать в себе позицию
личности, развитию своей уникальности.
В
юности страстные желания могут возвышаться над принятыми в обществе ценностями.
Такие человеческие чувства, как любовь, страсть к свободе, ненависть, амбиции,
зависть, могут «сломать» личность, и тогда человек преступит черту
дозволенного. Страсть может настолько овладеть сознанием, что молодой человек
окажется заложником этой силы. Человек не всегда может следовать за здравым
смыслом, ценностями и законами. Он считает, что избранная им позиция
единственно правильная. Молодёжь особенно склонна к срывам. Именно в юности
чаще всего происходит обострение криминальных срывов.
В
юности человек нуждается в особом самоконтроле. Свободен значит ответственен.
Человек, чтобы стать господином своих страстей должен «познать самого себя». В
юности человека раздирают возвышенные мечты, неадекватные желания. Выбрать свой
путь, не сойти с дистанции – основная задача в юности. Человек должен уметь
владеть своими страстями, должен быть ответственным за себя в каждый момент
своей жизни. Именно в юности человек делает один из принципиально значимых для
себя выборов: следовать сформулированным для себя ценностям, прилагая для этого
всю свою волю, все душевные силы, или следовать велению возникающих страстей.
Человек устроен так, что собственные плохие поступки
он умеет для себя оправдать и забыть. Мы познаём окружающий мир. Для этого мы
используем известные всем 5 органов чувств: глаза, кожу, уши, нос, язык. Мы с
их помощью ощущаем что происходит во внешнем мире. А есть ли орган, который
помогает разобраться в нашем внутреннем мире? Нередко можно услышать такие
слова: «Нутром чую», «Душа болит». Значит шестое чувство всё-таки есть. Оно
внутреннее.
Все чувства работают при помощи определённых органов.
Если, например, один из органов чувств перестаёт работать, то и само чувство
притупляется, исчезает. Наши 5 органов чувств являются опосредованными, то есть
информация о внешнем мире поступает через специализированный орган. Шестое же
чувство – непосредственное. Если есть чувство, то должно быть и ощущение. У нас
есть ощущение собственного существования – сознание. Мы осознаём себя. Когда
человек «теряет» сознание, то тело теряет контроль. Например, под анестезией с
человеком можно делать всё, что угодно, он ничего не будет ощущать.
Каждый день клетки нашего тела регенерируются,
заменяются новыми. Но сам человек от этого не меняется, потому что не
поменялось его сознание. «Я» собирает нас в узелок. Это наша сущность. Сознание
человека отражает объективный мир и изменяет, творит его. Ведь не зря же в
религии плохое даже в мыслях нельзя делать. Философ Парменид сказал: «Не думай
о несуществующем как о существующем, ибо если подумал уже есть»[2].
Сознание себя свойственно только человеку. Человек
мыслит и знает себя. Он должен отдавать себе отчёт в том, что делает. Но это
происходит к сожалению не всегда. Человек осознаёт себя как личность.
Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я»
от всего что его окружает. Сознание – это осознание человеком своих действий,
мыслей, мотивов поведения. Человек может стать самим собой лишь во
взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность,
общение.
В процессе становления человека как личности
вырабатывается всё более сложное сознание. Но это происходит не просто так, не
в мимолётном порыве, а в результате упорной работы над собой. Все мы знаем, что
не каждый человек является личностью. К этому нужно стремиться.
Учась на своих ошибках, человек понимает, что хорошо,
а что плохо. Для того, чтобы добиться хорошего результата нужно отдавать себе
отчёт в действиях, другими словами заниматься самоконтролем, рефлексией. А если
делать всё «из под палки», то ничего не добьёшься. Человек должен научиться
использовать сознание которое у него есть для перехода к более сложному
сознанию. В религии этой непростой задачи философия играет не последнюю роль.
Литература
1.Психология:
учебник для педагогических вузов/Под редакцией Сосновского – М.: Юрайт – Издат,
2005.
2.Философия.
Учебник. П.В.Алексеев, А.В.Панин. Издание третье, переработанное и дополненное.
– М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001.
3.Философский
словарь/Под ред. И. Т. Фролова. – 6-е издание., перераб. И доп. – М.:
Политиздат, 1991.