ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Качаева А.Ю.,
КалмГУ, г. Элиста
Научный руководитель: Панькин А.Б., д.п.н., профессор
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Изобразительное искусство имеет большое значение в
развитии младшего школьника. В изобразительной деятельности ярко обнаруживается
активность личностишкольника и, прежде
всего, активности познавательно-творческих компонентов сложной структуры
личности.
В процессе обучения изобразительному искусству у
школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение,
играющее немаловажную роль в формирование мировоззрения. Одной из специфических
особенностей формирования мировоззрения у школьников средствами изобразительного
искусства является то, что оно осуществляется в процессе пяти основных видов
занятий, на которых основывается вся система художественного воспитания в
школе. Это беседы об изобразительном искусстве, тематическое и декоративное
рисование, рисование с натурой, аппликация и лепка. Имея много общего, данные
виды работ по изобразительному искусству имеют свои отличия. Эти отличия
определяются психологическими механизмами, например, в процессе тематического
рисования доминирующая роль принадлежит творческому воображению, зрительной
памяти, в процессе рисования с натурой – наблюдению, активному анализу и
синтезу объекта изображения. Таким образом, изобразительное искусство занимает
важное место в формировании мировоззрения учащихся. Для успешного выполнения
русинка с натуры, тематического и декоративного рисунка необходимым условием
является внимание.
Внимание- это важное условие успеха познания школьников
окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину
зрительного восприятия, активность мышления и т. д. Важная роль внимания в
изобразительной деятельности объясняется специфическими особенностями
творческой деятельности учащихся. Особое значение имеет внешнее выражение
внимания. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным занятиям,
увлеченность какой-нибудь деятельностью - все способствует развитию
произвольного внимания, формированию умению самостоятельно воспитывать внимание
и развитию внимательности как черты личности. Таким образом, развитие внимания
связанно со становлением личности школьника.
Также большое значение имеет отражение, которое признает ощущение
источников всех знаний о реальной деятельности. Отражение предметов и
явлений представляет собой восприятие. Отражение действительности,
осуществляемое посредством органов чувств, называется чувством отражения.
Восприятие- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,
возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на
рецепторные поверхности органов чувств [3, с. 200].
Более глубокое значение об окружающей действительности
школьник получает благодаря восприятию. Одним из средств развития, обогащения
восприятия у школьников является применение наглядности. Использование в
процессе обучения наглядности обусловливается необходимостью чувственного
восприятия изучаемых предметов и явлений как основы формируемых представлений и
понятий, атакже необходимостью
приучения школьников наблюдать явления окружающего мира.
Как свидетельствуют исследования психологов, развитие
восприятия проходит путь от слитного, синкретического, фрагментарного
восприятия ребенком предметов к расчлененному осмысленномуотражению предметов, явлений. Зрительно
воспринимая в процессе рисования с натуры формупропорции, цвет предметов, школьники анализируют, сравнивают, обобщают
воспринимаемые свойства предметов. Таким образом, изобразительная деятельность
стимулирует развитие мышления.
Мышление есть высший познавательный процесс, направленный на
раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся
между ними закономерных связей. Процесс мышления активизируется, когда перед
школьником возникают необходимость решить конкретную задачу, ответить на
вопрос, найти способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной
деятельности. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер
мышления
Велика роль занятий изобразительным искусством в
развитии зрительной памяти. Изобразительное творчество школьников немыслимо без
оперирования образами памяти.
Воображение- это процесс преобразования представлений, отражающий
реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Особую роль в формировании воображения детей отводит рисованию на темы. В
рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умение
решать творческую задачу, выражать изобразительными средствами свои мысли и
чувства, то есть младший школьник раскрывает тему, сюжет, цвет, освещение.
Следует подчеркнуть, что, раскрывая психологическое воздействие
изобразительного искусства необходимо особое внимание уделить развитию
способностей к изобразительной деятельности. Развитие способностей возможно
лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Одним из важнейших показателей способностей к
изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство
с изображаемым объектом.
Таким образом, особое внимание уделено
раскрытию психологического воздействия изобразительного искусства на развитие
младшего школьника, то есть формированию у детей внимание, зрительной памяти,
мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических
чувств, развитие личности школьника в целом.
Литература
1.Кузин В.С. Основы
обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение,
1972.
2.Кузин В.С.
Психология. М: АГАР, 1999.
3.Маклаков А.Г. Общая психология. -
СПб: Питер, 2005.