МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МОЛОДЕЖНЫЕ
СУБКУЛЬТУРЫ: ОПЫТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
| Антохин А.В., студент, 4 курс
|
Часть современного общества составляет молодежь,
которая не принимает большинства его ценностей и идеалов, а формирует свои
собственные образцы поведения и идеологию.
Изучение молодежных субкультур издавна составляет
важное направление социологии молодежи. К данной проблематике ведущие социологи
разных стран обратились в 60-х годах ХХ века, в отечественной же социологии
анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень
узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.
С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России
стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы
исследовательская активность в этом направлении усилилась.
Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды
на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой
публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением
которой они являются. Чаще всего субкультуры переходят в отдельное идейное
понятие, так как тяжело назвать культуру, к которой бы она относилась.
Субкультуры могут различаться по возрасту, расе,
этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат
определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный,
политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из
них.
Существование молодежных субкультур оказывает
противоречивое воздействие на подростков – от социализации и адаптации в
обществе до поощрения асоциального и саморазрушающего поведения. В последнее
время, возросшее внимание к проблеме субкультур в средствах массовой информации
и во властных структурах связано с деятельностью таких современных молодежных
субкультур, как готы и эмо, идеологической основой которых является тяга к
смерти к суициду. Изучение отношения старшеклассников к субкультурам города
Нижнекамска позволяет определить наличие и масштаб проблемы, а также
представляется актуальной социологической и педагогической задачей.
В период со 2 по 17 февраля 2009 года среди учащихся 9
и 11 классов школ г. Нижнекамска было проведено социологическое исследование по
теме «Молодежные субкультуры». Были опрошены ученики 15, 19, 22, 25 и 35 школ.
Всего в исследовании приняло участие 158 человек. Из них основную массу
составили девочки (64%), что связано с продолжением обучения большого
количества мальчиков после девятого класса в профессиональных лицеях и
колледжах. Сравнение результатов проводилось между учениками девятых и
одиннадцатых классов, а также между девочками и мальчиками.
Проведенный анализ показал, что ученики школ
практически не владеют достоверной информацией о существующих молодежных
субкультурах. Хотя и могут назвать до 12 различных субкультур. Среди наиболее
известных были названы эмо (76%), готы (65%), неформалы (45%) и панки (43%). В
ответах фигурируют такие субкультуры как реперы, рейверы, скинхеды, ска, хиппи,
гопники, рокеры, металлисты и некоторые другие.
Большинство опрошенных учеников (69%) отметило, что в
их окружении имеются представители молодежных субкультур. Таких учеников больше
среди одиннадцатиклассников (72%), чаще всего такой ответ дают девочки (69%).
Заинтересованность субкультурами в среде школьников довольно
низкая – заинтересовались бы вслед за другом какой-либо субкультурой только 8%
учеников. Различий в ответах девочек и мальчиков не выявлено (по 8 и 6%,
соответственно), среди одиннадцатиклассников заинтересовался бы каждый десятый,
а девятиклассники чаще стали бы отговаривать друга (21%), чем заинтересовались
бы сами (3%).
В целом, школьники достаточно нейтрально относятся к
существованию молодежных субкультур и к взаимодействию с их представителями.
Так, комфортно себя чувствуют рядом с представителями субкультур 22%
школьников, дискомфортно – 27%, остальные чувствуют себя в их обществе
безразлично. Девочки чувствуют себя более свободно(26%), чем мальчики (11%), а
девятиклассники чаще ощущают дискомфорт (37%), чем одиннадцатиклассники (23%).
К внешним атрибутам субкультур школьники относятся
довольно противоречиво: пирсинг и татуировки нравятся 36% учеников, не нравятся
34%, а еще 30% затруднились ответить на этот вопрос. Больше всего такие
украшения нравятся девочкам (43%) и не нравятся – мальчикам (52%).
По результатам опроса, среди старшеклассников было
выявлено только 9% тех, кто относит себя к какой-либо субкультуре, причем доля
таких учеников возрастает с 3% в девятых классах до 12% в одиннадцатых классах.
Мальчики чаще говорят о своей принадлежности к субкультурам (12%), чем девочки
(7%).
Только 53% школьников дали ответ на вопрос об
отношении родителей к молодежным субкультурам. Те из школьников, кто относит
себя к представителям субкультур, на этот вопрос дали различные ответы: чаще
всего родители относятся нейтрально (20%), достаточно много тех, кто относится
отрицательно (19%) и несколько родителей относятся положительно. Примечателен
тот факт, что ни один школьник, являющийся представителем субкультуры, не
выбрал вариант ответа «родители не знают об этом».
По результатам анализа можно сделать вывод о том, что
влияние молодежных субкультур в среде школьников незначительно и не грозит
нарушением школьной дисциплины. Однако в перспективе возможно увеличение среди
подростков количества представителей субкультур. После окончания школы
снижается контроль за подростками, родители начинают относится к своим детям с
большим доверием, а также появляется свободное время, и определенная часть
бывших школьников может пополнить ряды таких субкультур как эмо и готы.
Поэтому для предупреждения этой тенденции выпускникам
необходимо предоставлять объективную информацию об истории возникновения,
развитии и особенностях современных молодежных течений и субкультур, а также об
опасностях, которые они могут нести: алкоголизме, наркомании, суицидальном и
асоциальном поведении. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу
для развития негативных тенденций в молодежной среде. Однако считать
принадлежность к субкультуре клеймом не стоит, если это не перерастает рамки
человеческого общества, некоторые субкультурные течения имеют позитивное
общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через
субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению
социальности.
Таким образом, основной задачей педагогов в этом
направлении должна стать необходимость подготовки школьников к критическому
восприятию различных объединений и субкультур.