Фундаментальное образование в МГУ планируется сделать шестилетним
14.07.2010, 02:01
Фундаментальное образование в МГУ планируется сделать шестилетним
Фундаментальное образование в МГУ планируется сделать шестилетним.
Об этом рассказал в опубликованном сегодня интервью газете «Известия»
президент Российского союза ректоров, ректор МГУ академик Виктор
Садовничий.
Он напомнил, что МГУ расширяет направления подготовки студентов:
«за последние годы мы открыли 20 новых факультетов — факультет
фундаментальной медицины, биоинженерный, государственного управления,
педагогический, дополнительного образования, искусств, высшую школу
бизнеса». «Все это назрело, продиктовано жизнью, вместе с которой
меняется университет, традиционно вбирающий в себя все общественно
значимые институции», — уверен ректор.
Садовничий также сообщил, что планируется «сделать фундаментальное
образование в МГУ шестилетним» (в настоящее время — пятилетнее).
«Двухступенчатая система бакалавр-магистр предлагается отдельной
программой, в том числе для иностранных студентов», — пояснил он.
Затронув тему ЕГЭ, ректор МГУ вновь высказал уверенность, что без
помощи олимпиад эта система не сможет провести отбор одаренной
молодежи. «Я отдаю должное ЕГЭ в том, что он выполняет функцию
социального лифта и помогает школьникам из периферии поступить
в крупные вузы. В МГУ, например, доля иногородних студентов выросла», —
отметил он. В то же время Садовничий полагает, что «главную задачу —
отбор одаренной молодежи — ЕГЭ без помощи олимпиад решить не может».
«Убежден: школьные олимпиады нужны не только вузам, а всей стране», —
заявил он.
Московский университет по праву считается старейшим
российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение
университета в Москве стало возможным благодаря деятельности
выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила
Васильевича Ломоносова
(1711–1765).
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки
XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною
силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки
была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк,
ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все
испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся
мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей
на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей
после преобразований Петра I значительно сократить отставание
от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал
огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще
в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были
учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных
кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей
не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос
об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные
в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского
университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны,
покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим
начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового
учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю)
января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному
календарю) указ об основании Московского университета. Церемония
торжественного открытия занятий в университете состоялась в день
празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая)
1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете
студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная
конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были
образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое
обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали
фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам.
Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом,
медицинском или на том же философском факультете. В отличие
от университетов Европы, в Московском университете не было
богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной
системы образования для подготовки служителей православной церкви.
Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке
науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов
и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди
учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже
в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что
он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли
поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных
крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских
университетов, где было покончено с принципом сословности:
«В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей
он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских
профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян.
Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее
способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные
университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности
университета, тем более что первоначально со студентов не взималась
плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих
студентов. Руководству университета приходилось изыскивать
дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой
деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты
(Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали
и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали
стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники.
Не раз в трудное для университета время они собирали средства
по подписке. По установившейся традиции профессора завещали
университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие
коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М.
Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении
и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета
и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года
при Московском университете на Моховой улице были открыты типография
и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному
книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю
первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости»,
а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное
увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял
питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И.
Новиков.
Через год после создания университета первых читателей приняла
университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции
единственной в Москве общедоступной библиотеки.
Просветительская деятельность Московского университета способствовала
созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных
центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года —
Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года —
в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные
общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских,
Любителей российской словесности.
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали
замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н.
Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И.
Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И.
Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А.
Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А.
Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А.
Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И.
Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения,
науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена,
в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.