Барометр
и правильные ответы
Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской
Академии
и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую
историю,
служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать
единственно
правильный ответ на вопрос: Некоторое время назад коллега
обратился ко
мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по
физике одному
из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что
заслуживает
высшего балла. Оба, преподаватель и студент, согласились
положиться на
суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал
на меня.
Экзаменационный вопрос гласил: "Объясните, каким образом можно
измерить
высоту здания с помощью барометра".
Ответ студента был таким: "Нужно подняться с барометром на крышу
здания,
спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его
обратно
и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту
здания".
Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и
верным!
С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало
общего с применением
знаний в этой области. Я предложил студенту попытаться ответить
еще раз.
Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ
должен
демонстрировать знание физических законов.
По истечении пяти минут он так и не написал ничего в
экзаменационном листе.
Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть
несколько
решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.
Заинтересовавшись, я попросил
молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения
отведенного
срока.
Новый ответ на вопрос гласил: "Поднимитесь с барометром на крышу
и бросьте
его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L =
(a*t^2)/2,
вычислите высоту здания".
Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим
ответом.
Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным.
Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я
попросил его
открыть их нам.
"Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью
барометра",
начал студент. "Например, можно выйти на улицу в солнечный день и
измерить
высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания.
Затем,
решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания."
"Неплохо", сказал я. "Есть и другие способы?"
"Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится.
Вы берете
барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр
к стене
и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его
на размер
барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод."
"Если вы хотите более сложный способ", продолжал он, "то
привяжите к барометру
шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину
гравитации
у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими
величинами,
в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае,
привязав
к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на
крышу и,
раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии."
"Наконец", заключил он, "среди множества прочих способов решения
данной
проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с
собой, найдите
управляющего и скажите ему: "Господин управляющий, у меня есть
замечательный
барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания".
Тут я спросил студента - неужели он действительно не знал
общепринятого
решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом,
что сыт
по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам
свой способ
мышления.
Студент этот был Нильс Бор (1885-1962), датский физик,
лауреат Нобелевской
премии 1922 г.
|