Научный руководитель: Хотинец В.Ю., д. псих.н, профессор
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА В УСЛОВИЯХ МНОГОКУЛЬТУРНОГО
МИРА
Проектирование и управление профессионализацией с
общих усредненных позиций затрудняет достижение ее продуктивности этническими
субъектами, лишает возможности использования культурноспецифических
преимуществ. Системы профессионального образования обязаны вводить человека в
культурное существование, обеспечивать способами решения профессиональных задач
в условиях культурной быстро меняющейся среды посредством применения культурных
способов деятельности в профессии. Разработанностьобозначенной проблемы в современной науке
недостаточна. Движение в данном направлении осуществляется рядом ученых
(В.Ю.Хотинец 2002, 2008, А.В.Карпов 2004, Н.М.Лебедева 2007, О.С.Анисимов 2006,
Л.П.Саксонова 2006 М.В.Швыдкая 2006, Е.В.Селезнева 2005 и др.). Однако,
описание связи профессионального и этнокультурного во внутреннем мире личности
в большинстве случаев неполно, разрозненно, не раскрывается опосредствующая
роль рефлексии как «проводника» эффектов культуры.
Культура в широком смысле понимается как
способ организации жизнедеятельности людей. Профессия также представляет собой
специфический способ организации деятельности. В таком случае профессиональный
мир может быть рассмотрен как разновидность культурного, как соотносимое с ним
по строению и формам взаимодействия с индивидуальностью образование,
находящееся с ним в отношениях взаимопроникновения.
Подобный взгляд на системы индивидуальности и внешнего
мира открывает возможность изучения существования человека в системе различных
миров, включенных в более широкий культурный мир, рассмотрения их
взаимоопосредующих эффектов на внутренний мир человека, посредством применения
концепции Метаиндивидуального этнического мира В.Ю. Хотинец [5].
Процесс субъективации этнических и профессиональных
значений является рефлексивным процессом как выбор и встраивание в собственную
систему смыслов транслируемых миром значений, выбор ценностных ориентаций, в
частности. Объективация этнических и профессиональных смыслов предстает
«экстериоризированной разверткой» рефлексии. Рефлексивные процессы обеспечивают
взаимодействие индивидуальности и этнического мира, описываемые В.Ю.Хотинец,
как взаимоотношения внутри полисистемы, в результате которого индивидуальность
приобретает новые качественные характеристики, становясь метаиндивидуальностью [5].
Аналогичным образом происходит взаимодействие индивидуальности и профессионального
мира, как компонента этнокультурного мира. В этой связи с очевидностью
проступает роль рефлексии как механизма взаимодействия индивидуальности с
этническим и профессиональным миром.
Профессионализация понимается нами, вслед
заА.А.Деркачем [1], К.А.Абульхановой,
Н.В.Кузьминой, А.В.Карповым [2], Н.В.Васиной,
Л.Г.Лаптевым[4], А.А.Бодалевым, Е.К.Елмановой,
В.Г.Зазыкиным) в узком смысле, как процесс достижения соответствия субъекта
деятельности требованиям профессии, процесс совершенствования и самосовершенствования
субъекта труда, как восходящий путь к конкретной профессиональной вершине,
наивысшей точке раскрытия своих способностей.
В качестве критерия профессионализации, как достижения
вершины, рядом исследователей применяется понятие «продуктивность
профессионализации» (К.А. Абульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптев, В.А.
Сластенин[3], И.Бём, Й.Шнайдер, И.Н.Носс,
В.В.Григорьев), которая характеризуется уровнем профессионально-личностного
развития, сформированностью необходимых для деятельности профессионально-важных
качеств и психологических новообразований - знаний, умений, навыков,
профессиональных позиций, креативной деятельности в виде самопроектирования,
саморазвития, саморегуляции, продуктивность профессионализации достигается в
процессе образовательной деятельности и самосовершенствования субъекта.
Продуктивная профессионализация
ориентирована на достижение «искомого» конечного результата или продукта,
удовлетворяющего требованиям качества и доступного оценке. Реализуется в рамках
индивидуального пути, выстроенного последовательностью шагов, где каждый шаг
имеет хорошо определимый результат, так как является продуктивно
ориентированной деятельностью в реальной жизненной ситуации. Продуктивная
профессионализация представляет собой кризисный этап профессионального
становления, содержащий в себе конфликт между сложившейся старой системой
способов решения профессиональных задач и предлагаемой новой методологии, а
также внутренний конфликт в личности профессионала между естественным
стремлением избегания риска для сложившейся структуры отношения к
профессиональной деятельности и мотивацией саморазвития.
Разрешение подобного кризиса требует
качественно новой самоорганизации субъекта в профессии. Что предполагает
переструктурирование способов взаимодействия с внутренней реальностью,
осуществления внутренней самопреобразующей деятельности, качественное изменение
профессиональной рефлексии субъекта.
В условиях кризиса наиболее надежным,
простым, щадящим способом разрешения противоречия выступают содержащиеся в культуре
универсальные способы действия. Будучи востребованными, необходимыми, они
быстро актуализируются и применяются для решения профессиональных задач в
конкретной культурной среде.
В рамках нашего исследования предпринята
попытка обосновать предположение о том, что в кризисных условиях продуктивной
профессионализации профессиональная рефлексия этнического субъекта приобретает
культуросообразность.
В исследовании принимали участие специалисты системы
образования, удмуртской и русской национальности, проходящие курс повышения
квалификации, численность 128 чел.
В результате анализа структуры ценностных ориентаций
респондентов удмуртской и русской подгрупп в условиях продуктивной
профессионализации посредством факторного анализа фактор, отражающий стремление
к упорядочиванию, обнаружился в обеих подгруппах: «Упорядочивание социального
мира» (23%) - в удмуртской, «Упорядочивание индивидуального мира» (22%) - в
русской. Это содержащийся в культуре универсальный механизм разрешения
противоречия, ответ на кризисные условия профессионализации. В русской
подгруппе упорядочивающая активность направлена на индивидуальный мир, субъект
обращается к самоорганизации. В удмуртской группе упорядочивается социальный
мир, самоупорядочивание осуществляется средствами социального мира. Этот способ
самоорганизации уходит корнями в языческую ценность единения с природой,
нахождения себя во внешнем мире. Превращаясь в этот мир, присваивая свойства
последнего, субъект организует себя в мире и тем самым организует мир.
Для выявления эффектов выделенных факторов ценностей
на профессиональную рефлексию, мы провели дисперсионный анализ данных в обеих
подгруппах отдельно. Ценностный фактор Упорядочивание социального мира в
удмуртской подгруппе оказал значимые эффекты на компоненты профессиональной
рефлексии: рефлексивность (p<0,05) и
производительная мотивация (p<0,05). В
русской подгруппе был обнаружен эффект ценностного фактора «Упорядочивание
индивидуального мира» на профессиональную рефлексию в целом (p<0,001).
Таким образом, эффекты на компоненты
профессиональной рефлексии оказали ценности, воплощенные в культуре народа:
адаптивные ценности социальной направленности – в финно-угорской (удмуртской)
группе, инструментальные ценности индивидуальной направленности – в русской.
Профессиональная рефлексия в условиях продуктивной профессионализации
осуществляется культуросообразным способом.
Литература
1.Деркач
А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.,
- 2000.
2.Карпов
А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М., ИП РАН, - 2004.
3.Психология и
педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г.
Лаптева, В.А. Сластенина. - М. : Совершенство, 1998. - С. 136-165, 231-241.
4.Саксонова
Л.П. Культуросообразность – основа инновационных процессов в профессиональном
образовании// Инновации в образовании. - №3, 2006. - С. 12-32.
5.Хотинец
В.Ю. Ценности язычества и удмуртская ментальность// Этнокультурная личность и
конкурентоспособность. Сб.статей / Под. ред. В.Ю. Хотинец, Э.Р.Хакимова. - Ижевск:
ГОУ ВПО «УдГУ», 2008. - С. 7-23.