Студент&Ко
Категории раздела
Статьи [13]
Спорт & здоровье [1]
Развлечения & отдых [0]
Искусство & культура [5]
Студ.науч.статья [12]
Афоризмы
Ваш ответ
Ваше мнение о 3D кино
Всего ответов: 63
Социальная
Студент & Ко
Форма входа
Студент & Ко
...
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Погода
TOP Пользователей
  • Admini
  • GaBik
  • Швед
  • Generation_p87
  • Soln_Ze
  • NatiZo
  • shereman2012
  • mebel-artline
  • admin
  • tubaretka2012
  • Главная » Статьи » Студ.науч.статья

    ПРОФИ

    Троянская А.И., УдГУ, г. Ижевск

    Научный руководитель: Хотинец В.Ю., д. псих.н, профессор

    СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА В УСЛОВИЯХ МНОГОКУЛЬТУРНОГО МИРА

    Проектирование и управление профессионализацией с общих усредненных позиций затрудняет достижение ее продуктивности этническими субъектами, лишает возможности использования культурноспецифических преимуществ. Системы профессионального образования обязаны вводить человека в культурное существование, обеспечивать способами решения профессиональных задач в условиях культурной быстро меняющейся среды посредством применения культурных способов деятельности в профессии. Разработанность  обозначенной проблемы в современной науке недостаточна. Движение в данном направлении осуществляется рядом ученых (В.Ю.Хотинец 2002, 2008, А.В.Карпов 2004, Н.М.Лебедева 2007, О.С.Анисимов 2006, Л.П.Саксонова 2006 М.В.Швыдкая 2006, Е.В.Селезнева 2005 и др.). Однако, описание связи профессионального и этнокультурного во внутреннем мире личности в большинстве случаев неполно, разрозненно, не раскрывается опосредствующая роль рефлексии как «проводника» эффектов культуры.

    Культура в широком смысле понимается как способ организации жизнедеятельности людей. Профессия также представляет собой специфический способ организации деятельности. В таком случае профессиональный мир может быть рассмотрен как разновидность культурного, как соотносимое с ним по строению и формам взаимодействия с индивидуальностью образование, находящееся с ним в отношениях взаимопроникновения. 

    Подобный взгляд на системы индивидуальности и внешнего мира открывает возможность изучения существования человека в системе различных миров, включенных в более широкий культурный мир, рассмотрения их взаимоопосредующих эффектов на внутренний мир человека, посредством применения концепции Метаиндивидуального этнического мира В.Ю. Хотинец [5].

    Процесс субъективации этнических и профессиональных значений является рефлексивным процессом как выбор и встраивание в собственную систему смыслов транслируемых миром значений, выбор ценностных ориентаций, в частности. Объективация этнических и профессиональных смыслов предстает «экстериоризированной разверткой» рефлексии. Рефлексивные процессы обеспечивают взаимодействие индивидуальности и этнического мира, описываемые В.Ю.Хотинец, как взаимоотношения внутри полисистемы, в результате которого индивидуальность приобретает новые качественные характеристики, становясь метаиндивидуальностью [5]. Аналогичным образом происходит взаимодействие индивидуальности и профессионального мира, как компонента этнокультурного мира. В этой связи с очевидностью проступает роль рефлексии как механизма взаимодействия индивидуальности с этническим и профессиональным миром.

    Профессионализация понимается нами, вслед за  А.А.Деркачем [1], К.А.Абульхановой, Н.В.Кузьминой, А.В.Карповым [2], Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптевым[4], А.А.Бодалевым, Е.К.Елмановой, В.Г.Зазыкиным) в узком смысле, как процесс достижения соответствия субъекта деятельности требованиям профессии, процесс совершенствования и самосовершенствования субъекта труда, как восходящий путь к конкретной профессиональной вершине, наивысшей точке раскрытия своих способностей.

    В качестве критерия профессионализации, как достижения вершины, рядом исследователей применяется понятие «продуктивность профессионализации» (К.А. Абульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин[3], И.Бём, Й.Шнайдер, И.Н.Носс, В.В.Григорьев), которая характеризуется уровнем профессионально-личностного развития, сформированностью необходимых для деятельности профессионально-важных качеств и психологических новообразований - знаний, умений, навыков, профессиональных позиций, креативной деятельности в виде самопроектирования, саморазвития, саморегуляции, продуктивность профессионализации достигается в процессе образовательной деятельности и самосовершенствования субъекта.

    Продуктивная профессионализация ориентирована на достижение «искомого» конечного результата или продукта, удовлетворяющего требованиям качества и доступного оценке. Реализуется в рамках индивидуального пути, выстроенного последовательностью шагов, где каждый шаг имеет хорошо определимый результат, так как является продуктивно ориентированной деятельностью в реальной жизненной ситуации. Продуктивная профессионализация представляет собой кризисный этап профессионального становления, содержащий в себе конфликт между сложившейся старой системой способов решения профессиональных задач и предлагаемой новой методологии, а также внутренний конфликт в личности профессионала между естественным стремлением избегания риска для сложившейся структуры отношения к профессиональной деятельности и мотивацией саморазвития.

    Разрешение подобного кризиса требует качественно новой самоорганизации субъекта в профессии. Что предполагает переструктурирование способов взаимодействия с внутренней реальностью, осуществления внутренней самопреобразующей деятельности, качественное изменение профессиональной рефлексии субъекта.

    В условиях кризиса наиболее надежным, простым, щадящим способом разрешения противоречия выступают содержащиеся в культуре универсальные способы действия. Будучи востребованными, необходимыми, они быстро актуализируются и применяются для решения профессиональных задач в конкретной культурной среде.

    В рамках нашего исследования предпринята попытка обосновать предположение о том, что в кризисных условиях продуктивной профессионализации профессиональная рефлексия этнического субъекта приобретает культуросообразность.

    В исследовании принимали участие специалисты системы образования, удмуртской и русской национальности, проходящие курс повышения квалификации, численность 128 чел.

    В результате анализа структуры ценностных ориентаций респондентов удмуртской и русской подгрупп в условиях продуктивной профессионализации посредством факторного анализа фактор, отражающий стремление к упорядочиванию, обнаружился в обеих подгруппах: «Упорядочивание социального мира» (23%) - в удмуртской, «Упорядочивание индивидуального мира» (22%) - в русской. Это содержащийся в культуре универсальный механизм разрешения противоречия, ответ на кризисные условия профессионализации. В русской подгруппе упорядочивающая активность направлена на индивидуальный мир, субъект обращается к самоорганизации. В удмуртской группе упорядочивается социальный мир, самоупорядочивание осуществляется средствами социального мира. Этот способ самоорганизации уходит корнями в языческую ценность единения с природой, нахождения себя во внешнем мире. Превращаясь в этот мир, присваивая свойства последнего, субъект организует себя в мире и тем самым организует мир.

    Для выявления эффектов выделенных факторов ценностей на профессиональную рефлексию, мы провели дисперсионный анализ данных в обеих подгруппах отдельно. Ценностный фактор Упорядочивание социального мира в удмуртской подгруппе оказал значимые эффекты на компоненты профессиональной рефлексии: рефлексивность (p<0,05) и производительная мотивация (p<0,05). В русской подгруппе был обнаружен эффект ценностного фактора «Упорядочивание индивидуального мира» на профессиональную рефлексию в целом (p<0,001).

    Таким образом, эффекты на компоненты профессиональной рефлексии оказали ценности, воплощенные в культуре народа: адаптивные ценности социальной направленности – в финно-угорской (удмуртской) группе, инструментальные ценности индивидуальной направленности – в русской. Профессиональная рефлексия в условиях продуктивной профессионализации осуществляется культуросообразным способом.

    Литература

    1.     Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М., - 2000.

    2.     Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М., ИП РАН, - 2004.

    3.     Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М. : Совершенство, 1998. - С. 136-165, 231-241.

    4.     Саксонова Л.П. Культуросообразность – основа инновационных процессов в профессиональном образовании// Инновации в образовании. - №3, 2006. - С. 12-32.

    5.     Хотинец В.Ю. Ценности язычества и удмуртская ментальность// Этнокультурная личность и конкурентоспособность. Сб.статей / Под. ред. В.Ю. Хотинец, Э.Р.Хакимова. - Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2008. - С. 7-23.

    Категория: Студ.науч.статья | Добавил: Admini (20.03.2010)
    Просмотров: 920 | Рейтинг: 2.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Код *:
    Понедельник, 02.12.2024, 05:42
    Приветствую Вас Гость
    Мы В Контакте
    Статьи & СНО


    Проблема самоопределения молодых людей 


    Коллекторские агентства, кто они? 


    РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 


    ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 


    РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВОВ 


    О ВОВ 


    ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ИЛИ УГРОЗА УТРАТЫ САМОБЫТНОСТИ НАРОДА 


    АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ 


    САМОВЫРАЖЕНИЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА 


    РЕСУРСНАЯ БАЗА ЭКОНОМИКИ РОССИИ 
    Студент & Ко
    Облако ТЕГОВ
    УнИвЕрСиАдА Украинские феминистки топлес автостопом по европе похожи юмор! интернет-зависимость сплав на надувной женщине аллея памяти Локомотива как подтвердить знание английского лучшие цитаты История трагичная зож Счастье лауреат МаЛеНькАя Победа дети Животные юмор отличник логотипы Как устроиться на работу видеоглаз тетрис научные достижения премия Шнобелевская летающий автомобиль экономический форум для молодежи молодежь секс индийский планшетник
    Найду